Общие свойства живых организмов (Таблица)

Справочная таблица содержит основные общие свойства живых организмов, такие как движение, рост, наследственность, изменчивость, развитие, размножение, обмен веществ и другие, их описание и характеристика.

Живое тело — открытая саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система, построенная из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот (М. В. Волькенштейн, 1965). Первые живые тела возникли при взаимодействии коацерватов и нуклеиновых кислот; их называют пробионтами.

Таблица общих свойств живых организмов

Свойства живых организмов

Характеристика

Единство химического элементарного состава

В состав живого входят те же элементы, что и в состав неживой природы, но в других количественных соотношениях. В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород, которые образуют крупные органические молекулы - белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Единство биохимического состава

Все живые организмы состоят в основном из белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот.

Единый принцип структурной организации

Клеточное строение всех живых организмов. Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка; вне клетки жизни нет.

Движение

Перемещение организма или частей организма в пространстве (у растений движение к свету - фототропизм)

Обмен веществ и энергии

Процесс который состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции — синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии — света, цищи) и диссимиляции — процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.

Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые организму и выделяя продукты жизнедеятельности. Питание - поглощение и усвоение питательных веществ. Дыхание - поглощение кислорода и выделение углекислого газа. Выделение - удаление из организма побочных продуктов обмена веществ.

Именно обмен веществ и обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов.

Открытость

Живые системы являются открытыми, поскольку в ходе метаболиза через них проходят потоки веществ и энергии.

Рост

Увеличение размеров и массы тела, сопровождающееся развитием

Развитие

Необратимое направленное изменение объектов живой природы, сопровождается количественным и качественным изменением объекта (особи). Индивидуальное развитие - онтогенез, историческое развитие - филогенез

Размножение (самовоспроизведение)

Воспроизведение себе подобных. Половое и бесполое размножение. В основе лежит информация, заложенная в ДНК.

Наследственность

Способность организмов передавать свои признаки, свойства и функции следующим поколениям. Обусловлена наличием единого генетического кода.

Изменчивость

Способность организмов приобретать новые признаки и свойства, основой которой являются изменения строения молекул ДНК.

Раздражимость

Способность отдельных клеток, тканей и организмов изменять свое состояние, реагируя на воздействие внешних и внутренних раздражителей, условия внешней среды.

Саморегуляция

Способность организмов поддерживать постоянство своего химического состава и функций (например: постоянство температуры тела), в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды - гомеостаз

Дискретность

Любая биологическая система состоит из отдельных взаимодействующих частей, которые вместе образуют структурно-функциональное единство.

_______________

Источник информации:  Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л.Богданова —М.: 2012.

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

вконтакте   однокласники   tw   te