Предпосылки возникновения теории Дарвина (Таблица)
Справочная таблица содержит основные научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории эволюции Чарльза Дарвина, ученые из различных областей науки и их труды, вклады в формирование эволюционных взглядов.
Область науки (или направление биологии) |
Научный труд или теория, автор, ученый |
Вклад в формирование эволюционных взглядов |
Научные предпосылки теории Чарльза Дарвина |
||
Космогония |
Иммануил Кант (1724-1804гг.) «Всеобщая естественная история и теория неба» |
Идея о происхождении космических тел естественным путем (а не в результате Божественного творения) и возможности их эволюции |
Пьер Лаплас (1749-1827гг.) «Изложение системы мира» |
Идея развития во времени Земли и всей Солнечной системы |
|
Геология |
Чарлз Лайель. «Основы геологии», 1830г. |
Геологическая эволюция поверхности Земли непрерывна и продолжается в настоящее время. Она происходит постоянно под действием повседневных факторов — ветра, дождя, колебаний температуры, морского прибоя, жизнедеятельности растений и животных |
Химия |
Фридрих Веллер — впервые осуществил синтез органических веществ, 1824г. |
Показал, что образование органических веществ происходит без участия особой «жизненной силы» |
Й.Берцелиус (1779-1848гг.) показал общность элементного состава живой и неживой природы |
Идея о единстве всей природы |
|
Морфология |
Трансформизм XVIIIв. — Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Гольбах, Ж.Бюффон |
Изменяемость форм растений и животных под влиянием естественных причин |
Морфология |
Работы ГётеИ.В. (1749-1832гг.), A.Декандойля (1806-1893гг.), B.Гофмейстера (1824-1877гг.) |
Единство плана строения растений |
Систематика |
Карл Линней. «Система природы», 1735г. |
Классификация растений и животных. Бинарная номенклатура. Определение вида. Идея иерархичности (соподчинения) таксонов |
ЛамаркЖ.Б.. «Философия зоологии», 1809г. |
Первое эволюционное учение. Доказательство факта прогрессивной эволюции, разработка классификации животных, построенной на принципе родственности организмов, а не только их сходства |
|
Первая половина XIXв. Результаты исследований О.Декандойля, П.Латрейля, ПалласаП.С., ТревиранусаГ.Р. и других. |
Разнообразие видов в пределах более крупных таксонов трактовалось данными учеными как результат изменчивости этих видов. Поэтому их исследования дали материал для обоснования мысли об общности происхождения живых существ на основании сходства строения |
|
Палеонтология |
Теория катастроф, Жорж Кювье (1762-1832гг.) |
Показана последовательная смена форм животных на Земле; нарастание сходства строения вымерших животных с современными по мере приближения к более поздним геологическим напластованиям; усложнение организации животных во времени |
Сравнительная анатомия |
Принцип корреляций, Жорж Кювье |
Соответствие строения органов животных друг другу. (Каждая часть тела отражает принципы строения всего организма. Ни одна часть тела не может измениться без соответствующего изменения других частей.) |
Теория типов, Жорж Кювье |
Сходство строения животных в пределах типа объективно указывало на их возможное родство и общее происхождение. При этом сам Ж.Кювье отрицал возможность изменения видов и эволюции (исторического развития) живой природы. |
|
Э.Ж. Сент-Илер (1772-1844гг.) Положение о «едином плане строения всех животных» |
Сходство строения органов, выполняющих одинаковые функции, и сохранение основных черт строения при изменении функции органа. Понятие гомологичных органов |
|
Цитология |
М.Шлейден, Т.Шванн. Клеточная теория, 1839г. |
Идея общности строения всех организмов, поскольку основой их строения является единообразный структурный элемент — клетка |
Эмбриология |
Каспар Фридрих Вольф |
Идея развития — впервые (1759г.) привел данные о постепенном формировании органов в ходе зародышевого развития (в определенном порядке) |
И.Ф. Меккель (1781-1833гг.) «Закон параллелизма» |
Впервые сформулировал положение о том, что «взрослые формы низших животных подобны зародышам высших животных» |
|
X.И. Пандер. Открытие зародышевых листков и универсальности их закладки (1818г.) |
Показал сходное течение развития зародышей животных различных систематических групп |
|
Эмбриология |
Карл Максимович Бэр Закон зародышевого сходства («История развития животных», 1828-1837гг.) |
Показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. При этом наблюдаются следующие закономерности, общие для всех позвоночных: на ранних этапах развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам (при этом эмбрион высшей формы похож не на взрослую животную форму, а на ее эмбрион); у зародышей каждой большой группы животных общие признаки образуются раньше, чем специальные; в процессе эмбрионального развития происходит расхождение признаков от более общих к специальным. Термин «закон зародышевого сходства» принадлежит Чарльзу Дарвину, он считал этот закон одним из основных доказательств эволюции. |
Биогеография и экология |
Исследования Александра Гумбольдта (1769-1859гг.), К.Ф. Рулье |
Показали зависимость географического распространения организмов от условий их существования; взаимосвязь организмов с окружающей средой |
Николай Алексеевич Северцов (1827-1885гг.) |
Предположение о том, что образование новых видов — приспособительный (адаптивный) процесс |
|
Социально-экономические предпосылки возникновения теории Дарвина |
||
Сельское хозяйство |
Выведение огромного количества пород животных и сортов растений |
Было показано, что путем отбора можно создавать новые формы организмов. Это явилось наглядным опровержением представлений о неизменности видов |
Политэкономия |
Адам Смит (1723-1790гг.), учение о "свободной конкуренции" |
Устранение неприспособленных в процессе свободной конкуренции |
Томас Мальтус (1766-1834гг.) "Опыт о законе народонаселения" |
Ограничение роста численности группы организмов (нарастающей в геометрической прогрессии) нехваткой ресурсов для ее существования (нарастающих в арифметической прогрессии). (Именно Томасу Мальтусу принадлежит выражение «борьба за существование».) |
_______________
Источник информации: Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л.Богданова —М.: 2012.