Немецкая классическая философия кратко - Кант, Фихте, Гегель (Таблица)

Эпоха Нового времени в истории философии завершается периодом классической немецкой философии, представленной учениями таких выдающихся мыслителей как Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Людвиг Фейербах, Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Задачами немецкой классической философии стали:

— поиск путей преодоления противоречий философии Нового времени: крайностей как эмпиризма, так и рационализма, неоправданный оптимизм эпохи Просвещения;

— критика естественнонаучной ориентации философии;

— возрождение интереса к искусству, мифологии, истории, к проблеме человека.

Значительную роль в становлении немецкой классической философии сыграла Реформация и, как ее следствие, протестантизм.

таблица направления немецкой классической философии

Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для КантаИ. этот вопрос сводится к вопросу о возможности чистой математики и чистого естествознания. Для ФихтеИ.Г. вопрос о знании становится также вопросом о сущности человека. ШеллингФ. возвращает вопросу о знании его объективную составляющую, рассматривая знание как результат развития самой природы. Гегель синтезирует вопрос о знании в положении: «Истинной формой истины является система знания». Для ФейербахаЛ. вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой.

Немецкая Классическая Философия - философы и их труды

Немецкие философы

Их философия, вопросы, труды

Иммануил Кант

(1724-1804гг.) 

В 18веке Иммануил Кант опубликовал «Критику чистого разума», где он раскрывает понятие трансцендентального, то есть благодаря чему возможен опыт, таким образом основным содержанием его книги является гносеология. Сначала автор рассуждает о специфической классификации суждений, выделяя суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные. Синтетические суждения — это суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом. Аналитические суждения — это суждения, которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания. Априорные суждения не нуждаются в опытной проверке своей истинности, а для апостериорных необходима эмпирическая верификация. КантИ. подчеркивает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные. Со времен опубликования его книги, Иммануил Кант был признан одним из величайших влиятелей всей западной философской школы. В конце 18века и в начале 19го появляется течение последователей учений Канта, называемое немецким идеализмом.

Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»

Кант выделяет следующие категории рассудка:

1. Категории количества: — Единство — Множество — Цельность

2. Категории качества: — Реальность — Отрицание — Ограничение

3. Категории отношения: — Субстанция и принадлежность — Причина и следствие — Взаимодействия

4. Категории модальности: — Возможность и невозможность — Существование и несуществование — Предопределённость и случайность

Иоганн Готлиб Фихте

(1762—1814гг)

Значительное место в развитии немецкой классической философии занимает ФихтеИ.Г. с его субъективным идеализмом. Фихте отверг идеи Канта о «вещах в себе», указывая на ее противоречивость, и считал, что мир — это «субъект-объект, причем ведущую роль играет субъект». Он говорил, что существует два ряда действительности: объективный (не зависящий от нашего сознания) и воображаемый. Второй он объявил реальным ссылаясь на то, что воображая мы тратим реальное время на этот процесс, а значит и все воображаемое мы также можем считать реальным. Критерием такой реальности является субъект, его самозабвение, отрыв от действительности. В своих рассуждениях идет еще дальше и совсем отрывается от реального, рассматривая его только как проявление сознания. Подвергся резкой критике со стороны современников (Кант, Гегель и другие.) за субъективность. Интересны его этические воззрения. Считал, что для успешного сосуществования каждому индивиду необходимо добровольно ограничивать свои потребности. При этом всем должны быть гарантированы государством личные права свободного телесного и духовного развития. На этой почве он сближается с социалистами.

Труды: "Критику всякого откровения", "Назначение человека", "Основа общего наукоучения", "Основные черты современной эпохи".

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

(1770—1831гг.)

 Едва ли не главное место в немецкой классической философии занимает ГегельГ.В.Ф. Был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека. Огромной заслугой Гегеля является введение в философию таких прозрачных понятий как развитие, процесс и история.

Труды: "теологические работы", "Народная религия и христианство", "Жизнь Иисуса", "Позитивность христианской религии", "Об орбитах планет", "Феноменологию духа".

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

(1775—1854гг.)

Заметное место в немецкой классической философии занимает ШеллингФ.. Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества. В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько одновременных ступеней. Природа по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге. В рамках трансцендентного идеализма рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств. ШеллингФ. утверждал единство природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

Людвиг Фейербах

(1804-1872гг.)

Людвиг Фейербах - ученик Гегеля, а впоследствии его критик, особенно в области взглядов на религию. Разработал один из вариантов антропологического материализма. Считал идеальное лишь особым образом организованное материальное. При этом ему импонировала идея «реально чувствующего человека». Считал природу основой духа. При этом, по мнению некоторых, «природная» сторона в человеке у Фейербаха гипертрофировалась, а «социальная» − недооценивалась. Из всех человеческих чувств ФейербахЛ. выделял нравственную любовь и считал религию полезной с точки зрения того, что она предписывает к благоговейному отношению человека к человеку. На этой почве считал возможным создать идеальное государство, в котором господствовала бы любовь и справедливость. Главный труд − «Сущность христианства». Утверждал, что «не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Труды: «История новой философии от Бэкона до Спинозы»,   «Мысли о смерти и бессмертии»,   «Философия и христианство», «Сущность христианства», «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии» и «Чтения о сущности религии».

Источник информации: http://ru.wikipedia.org/

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная   |    Политика конфиденциальности   |   Обратная связь

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te