Философия Средневековья кратко, идеи, направления и представители (Таблица)
Для философии Средневековья характерен теоцентризм. Мировоззрение преимущественно религиозное. Средневековая философия развивается под влиянием новой христианской религии. Философию начинают называть служанкой Теологии.
Основные идеи философии Средневековья
БОГ (ТЕОЛОГИЯ) |
Теоцентризм. Всемогущая Абсолютная Личность. Монотеизм. Антропоморфизм. |
ОНТОЛОГИЯ |
Креационизм - творение мира из «ничего». Дуализм бытия: Божественный мир и Природный мир. Высшее бытие - Бог. Природа - неподлинное быгие. Геоцентризм. |
АНТРОПОЛОГИЯ |
Креационизм - творение человека Богом. Человек — подобие Бога. Человек: дух + душа + тело Посмертное бытие души в соответствии с воздаянием. Идея бессмертия как приобщение души к духу. Идея спасения человека через Бога-Сына Открытие самосознания |
ГНОСЕОЛОГИЯ |
Священное Писание (Библия) Откровение Бога. Бог непознаваем Вера выше знания. Философия - «служанка» богословия |
ЭТИКА |
Моральные заповеди Христа. Аскетизм. Человек имеет божественную душу, но, вместе с тем, грешен и зол. Зло в мире не от Бога, а от человека. Моральный долг человека - спасение своей души. |
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ |
Провиденциализм. Главный движущий фактор истории Бог Направленность истории ко «второму пришествию». Эсхатология. |
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ |
Бог дает и устанавливает общественные законы. Социальная иерархия подобная «Небесной». |
Направления и представители философии Средневековья
Характеристика направлений |
Патристика |
Схоластика |
Основатели |
Наиболее известные: Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. |
Боэций, Северин, Пётр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Пётр Ломбардский, Раймунд Луллий, Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинский. |
Подразделы |
В неё входят: Александрийская теология, Каппадокийский кружок, Латинская патристика, Богословие отцов-пустынников. |
Этимология, Схоластическое воззрение на науку, Схоластическая метафизика. |
Основные идеи |
Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Выделяют римское и греческое направления патристики. Исторически традиционно проводят следующее деление: 1. Апостолические мужи, примыкающие непосредственно к апостолам. 2. II в. - Апологетические (защищающие) отцы. 3. III в. и нач. IV в. - Первые попытки систематизации в области теологии и выдвижением вопроса о Христе, породившего многочисленные попытки его решения. 4. В IV в. и нач. V в. Христианство впервые начинает исследовать свою историю. Догмат о Троице получает вскоре свою окончательную формулировку. 5. С кон. IV в., т. е. с завершением процесса формулирования догм и с усилением церкви, особенно после её признания в 313 г. императором Константином Великим, уже резко бросается в глаза церковно-политический характер патристики. |
Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Философствование схоластиков строилось на почве установленного учения церкви и тех учений античной философии, которые сохранились до средних веков. В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было всё-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга. Схоластики чтили древних философов, как людей, которые достигли вершины естественного знания, но это не значит, чтобы философы исчерпали всю возможную для человека истину. |
В Средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм
Патристика |
Патристика |
Схоластика |
||
Направления |
Западная |
Восточная |
Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учениюПлатона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными редставителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо |
Номинализм (от латинского «nomen» – имена) – направление теологической философии, сторонниками которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом |
Представители и основатели |
Августин Блаженный, Фиман Александрийский, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский, Григорий Великий |
Афанасий Великий, Иоанн Златоуст, Исаак Сирин, Ориген, Григорий Нисский |
Ансельм Кентерберийский Утверждали: Что имена вещей или идея вещи обладает реальной сущностью. (идеалистическое) |
Иоанн Дунс Скот Утверждали: Что первоначальное существование обладает вещь, а потом имя. |
Великим систематизатором средневековья считают Фому Аквинского (1225-1274гг.). Он сказал ,что идея обладает тремя образами: — Идея в Боге — Идея сама по себе — Идея в вещах Главный труд Фомы Аквинского «Сумма теологий». ФомуАквинского на латинском называют «Аквинат» |
____________
Источник информации:
1. Философия в таблицах и схемах./ Шестаков А.А. — Самара: 2014.
2. Философия в схемах и таблицах. / — М.: 2004.