Индийская философия кратко основные школы, их характеристика (Таблица)

Справочные таблицы содержат основные школы индийской философии религиозно-философские и материалистические, их краткая характеристика: основатели, что проповедуют, цели, основные труды и особенности. Основные религиозно-философские школы: индуизм, буддизм и джайнизм. Основные материалистические школы, которые не признают авторитет ВЕД, это ньяя, йога, чарвака и локаята.

Религиозно-философские школы индийской философии

Характеристика школ

ИНДУИЗМ

БУДДИЗМ

ДЖАЙНИЗМ

Основатели

Древнейшая религия, основатель неизвестен.

Ситхартка Гаутама Шакья Муош (Будда) – его называют Верховным буддой (Sammāsambuddha), т.е основателем всего буддизма, что означает «пробужденный» или «просветленный»

Джина Махавира (599год до н.э.) — снователь джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи — правителя племени личчхавов.

Проповедуют

Дхарма — жизненный долг:

Кама — чувственные наслаждения

Артха — материальное благосостояние и успех

Дхарма — правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний

Мокша — освобождение из самсары

Цель жизни — достижение Нирваны (Состояние отсутствия желаний)

Восьмеричный Путь — достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением, мудростью

Джайнизм проповедуют — что любое существо (джива, санскр,) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму.

Главные труды

ВЕДЫ (знания):

1) Яджур-веда

2) Сама-веда

3) Артхартва-веда

4) Риг-веда (Интересует философию):

— Араньяки

— Самхитье

— Брохманы

— Упанишады - интересует сидящие у ног Учителей.

Тепитака (3 корзины) она содержит четыре благородные истиныБудды:

1. Жизнь — есть страдание

2. Естьпричинастраданий (погоня за материальными ценностями)

3. Можно избежать страданий

4. Есть путь избавления от страданий.

Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров («облачённые в белые одежды»), одного из направлений джайнизма, составленный в конце 4-го века до н. э. и приобретший окончательную форму в 10 — 11 веках.

Особенности

3000Богов, 1главный — Брахма (Рита), 2 божества: Вишну (Бог созидания, творения) Шива (многорукий бог).

Сансара — постоянный круговорот превращений. Карма — индивидуальная судьба (закон). Не признают авторитет вед.

2 начала: Джива (Не материальное) и Аджива (Материальное). Не признают авторитет вед.

Материалистические школы индийской философии (не признают авторитет ВЕД) 

Характеристика школ

НЬЯЯ («закон, правило»)

ЙОГА («связь, гармония, союз, упражнение»)

ЧАРВАКА ('чарв' - есть, жевать)('чару' - приятный, доходчивый; 'вак' - слово)

ЛОКОЯТА («направленный только на этот мир»)

Основатели

Акшапада-ндийский философ и логик, автор Ньяя-сутры. Мало известно о жизни Акшапады Гаутамы.

Патанджали — основатель Йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э.

Брихаспати (Брахманаспати) («господин брахмана(молитвы)») — божество молитвы и жертвоприношения в индуизме.

Брихаспати (Брахманаспати) («господин брахмана (молитвы)») — божество молитвы и жертвоприношения в индуизме.

Основные труды

Её базовый текст — «Ньяя-сутры».

Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как- Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры.

Основные источники по чарваке – обзорные произведения, рассматривавшие все системы своего времени: джайнская «Шаддаршана-самуччая», ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» и «Сарвадаршанасанграха».

Источник — доктрина.

Цели

Объектами познания служат: я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность.

Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.

Подлинное обоснованное познание в инд. фил называется прама, а источник такого познания прамана. Чарваки считают, восприятие является единственным прамана.

Целью бытия, согласно Локаяте, является забота о благополучии настоящего существования; впоследствии это привело к развитому гедонизму.

Особенности

4источника истинного познания:

1) Прятьякша (восприятие)

2) Анумана (вывод)

3) Упамана (сравнение)

4) Шабда (док-во)

Эта философия основывается на законах логики!

Через познание тела, приходят к познанию духа, и очищают сознание! Мокша - освобождение от перерождений и всех страданий!

Чарвака исчезла ещё в древности, не оказав какого-либо существенного влияния на индийскую мысль.

Гедонизм - направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения …

Информация взята с сайта ru.wikipedia.org

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te