Индийская философия кратко основные школы, их характеристика (Таблица)
Справочные таблицы содержат основные школы индийской философии религиозно-философские и материалистические, их краткая характеристика: основатели, что проповедуют, цели, основные труды и особенности. Основные религиозно-философские школы: индуизм, буддизм и джайнизм. Основные материалистические школы, которые не признают авторитет ВЕД, это ньяя, йога, чарвака и локаята.
Религиозно-философские школы индийской философии
Характеристика |
ИНДУИЗМ |
БУДДИЗМ |
ДЖАЙНИЗМ |
Основатели |
Древнейшая религия, основатель неизвестен. |
Ситхартка Гаутама Шакья Муош (Будда) – его называют Верховным буддой (Sammāsambuddha), т.е основателем всего буддизма, что означает «пробужденный» или «просветленный» |
Джина Махавира (599год до н.э.) — снователь джайнизма и джайнской философии, проповедник. Современник Будды Гаутамы. Сын Сиддхартхи — правителя племени личчхавов. |
Проповедуют |
Дхарма — жизненный долг: Кама — чувственные наслаждения Артха — материальное благосостояние и успех Дхарма — правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний Мокша — освобождение из самсары |
Цель жизни — достижение Нирваны (Состояние отсутствия желаний) Восьмеричный Путь — достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением, мудростью |
Джайнизм проповедуют — что любое существо (джива, санскр,) является индивидуальной и вечной душой. Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом, а не мирянином, поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму. |
Главные труды |
ВЕДЫ (знания): 1) Яджур-веда 2) Сама-веда 3) Артхартва-веда 4) Риг-веда (Интересует философию): — Араньяки — Самхитье — Брохманы — Упанишады - интересует сидящие у ног Учителей. |
Тепитака (3 корзины) она содержит четыре благородные истиныБудды: 1. Жизнь — есть страдание 2. Естьпричинастраданий (погоня за материальными ценностями) 3. Можно избежать страданий 4. Есть путь избавления от страданий. |
Ядром литературы джайнизма является канон шветамбаров («облачённые в белые одежды»), одного из направлений джайнизма, составленный в конце 4-го века до н. э. и приобретший окончательную форму в 10 — 11 веках. |
Особенности |
3000Богов, 1главный — Брахма (Рита), 2 божества: Вишну (Бог созидания, творения) Шива (многорукий бог). |
Сансара — постоянный круговорот превращений. Карма — индивидуальная судьба (закон). Не признают авторитет вед. |
2 начала: Джива (Не материальное) и Аджива (Материальное). Не признают авторитет вед. |
Материалистические школы индийской философии (не признают авторитет ВЕД)
Характеристика |
НЬЯЯ («закон, правило») |
ЙОГА («связь, гармония, союз, упражнение») |
ЧАРВАКА ('чарв' - есть, жевать)('чару' - приятный, доходчивый; 'вак' - слово) |
ЛОКОЯТА («направленный только на этот мир») |
Основатели |
Акшапада-ндийский философ и логик, автор Ньяя-сутры. Мало известно о жизни Акшапады Гаутамы. |
Патанджали — основатель Йоги, философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II в. до н. э. |
Брихаспати (Брахманаспати) («господин брахмана(молитвы)») — божество молитвы и жертвоприношения в индуизме. |
Брихаспати (Брахманаспати) («господин брахмана (молитвы)») — божество молитвы и жертвоприношения в индуизме. |
Основные труды |
Её базовый текст — «Ньяя-сутры». |
Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как- Веды, Упанишады, «Бхагавад-гита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. |
Основные источники по чарваке – обзорные произведения, рассматривавшие все системы своего времени: джайнская «Шаддаршана-самуччая», ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» и «Сарвадаршанасанграха». |
Источник — доктрина. |
Цели |
Объектами познания служат: я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность. |
Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши. |
Подлинное обоснованное познание в инд. фил называется прама, а источник такого познания прамана. Чарваки считают, восприятие является единственным прамана. |
Целью бытия, согласно Локаяте, является забота о благополучии настоящего существования; впоследствии это привело к развитому гедонизму. |
Особенности |
4источника истинного познания: 1) Прятьякша (восприятие) 2) Анумана (вывод) 3) Упамана (сравнение) 4) Шабда (док-во) Эта философия основывается на законах логики! |
Через познание тела, приходят к познанию духа, и очищают сознание! Мокша - освобождение от перерождений и всех страданий! |
Чарвака исчезла ещё в древности, не оказав какого-либо существенного влияния на индийскую мысль. |
Гедонизм - направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения … |
Информация взята с сайта ru.wikipedia.org