Горные проходы стран мира (Таблица)
Горные проходы — это сквозные глубокие плоскодонные понижения в горных хребтах или между близко расположенными хребтами. Ширина горного прохода может достигать десяти и более километров. Происхождение горных проходов в основном тектоническое. Они часто имеют важное транспортное или стратегическое значение.
Таблица горных проходов
Горные проходы |
Длина, км |
Ширина, км |
Наличие дорог |
Местоположение |
|
Горная система, река, перевал |
Страна (Республика) |
||||
Горные проходы России и СНГ |
|||||
Джизакский (Ворота Тамерлана) |
20 |
0,6-1, в узостях ДО 0,1 (местами 35-40 м) |
Ж.д. и шоссе |
Зап. Тянь-Шань, между хр. Нуратау и сев.-зап. отрогами Туркестанского хр., по долине р. Санзар |
Узбекистан |
Джунгарские Ворота |
100 |
10-40, в узостях 1-2 |
Ж.д. и грунт. дорога (Казахстан), шоссе (в Китае) |
Между хр. Джунгарский Алатау и хребтами Бирликтау и Мейлитау |
Казахстан, Китай |
Зюльфагарский |
60 |
0,1—0.4 |
Грунтовая дорога |
Между Туркмено-Хорасанскими горами и хр. Сафедкох, по ущелью и долине р. Герируд |
Туркмения, Афганистан, Иран |
Илийский |
80 |
30-40 |
Шоссе |
Воет. Тянь-Шань, между хребтами Боро-Хоро и Кетмень, по долине р. Или |
Казахстан, Китай |
Горные проходы Европы |
|||||
Айзенахский |
25 |
15 |
2 ж.д. и автомагистраль |
Между Везерскими горами и хр. Тюрингенский Лес, по долине р. Верра |
Германия |
Бельфорский (Бургундские Ворота) |
45 |
20—30 |
Ж.д. и несколько шоссе |
Между горами Вогезы и Юра, по долинам рек Ду и Иль |
Франция |
Вардарский |
120 |
1—6 |
Ж.д. и автомагистраль |
Сербско-Македонские горы, по долине р. Вардар |
Югославия, Греция |
Гёттингенский |
50 |
1-7, в узостях до 0,3 |
Ж.д. и шоссе |
Между горами Гарц и хр. Золлинг, по долине р. Лайне |
Германия |
Железные Ворота (Дунайский горный проход) |
120 |
1—5, в узостях до 0,6 (в ущ. Жел. Ворота до 150 м) |
2 шоссе |
Между Юж. Карпатами и ВосточноСербскими горами, по долине р. Дунай |
Румыния, Югославия |
Дунайский (Венский) Коридор |
140 |
20—40 |
2 ж.д., автомагистраль и несколько шоссе |
Между отрогами гор Шумава и Воет. Альп, по долине р. Дунай и межгорным понижениям |
Австрия |
Искырский |
63 |
0,5—2, в узостях до 50 м |
Ж.д. и шоссе |
горы Стара-Планина, по долине р. Искыр |
Болгария |
Лапландские Ворота |
150 |
15—40 |
Шоссе |
гряда Манселькя, по долинам р. Ивалойоки и ее притока |
Финляндия |
Люблянский |
150 |
2—5, в узостях до 0,4 |
Ж.д. и шоссе |
Между Воет. Альпами и Динарским нагорьем |
Югославия |
Мозель-Ланский |
130 |
1 — Ю |
Ж.д. и шоссе |
Между горами Вестервальд, Айфель и Таунус, Хунсрюк, по долинам рек Мозель и Лан . |
Германия |
Моравские Ворота |
100 |
10—20 |
Ж.д. и несколько шоссе |
Между Чешским массивом и Зап. Карпатами, по долинам рек Бечва, Морава, Одра |
Чехословакия |
Сен-Кантенский |
80 |
30-40 |
2 ж.д. и 3 шоссе |
Между горами Арденны и возв. Артуа * |
Франция, Бельгия |
Сона-Ронский |
400 |
30-50 |
2 ж.1\. и несколько шоссе |
Между Центральным массивом и Зап. Альпами, по долинам рек Сона и Рона |
Франция |
Страсбурский (Савернский) |
40 |
25-30 |
3 ж.д. и 2 шоссе |
горы Вогезы |
Франция |
Струмский |
120 |
1-5. в узостях 0,1—0,2 |
Ж.д. и шоссе |
Между Сербско-Македонскими и Рила-Родопскими горами, по долине р. Струма |
Болгария |
Фокшанские Ворота |
90 |
80 |
2 ж.д. и несколько шоссе |
Между Воет. Карпатами и нижним течением р. Дунай |
Румыния |
Фракийский горный проход |
30 |
5—20 |
Ж.д. и шоссе |
Родопы, между горами Гората и Сакар, по долине р. Марица |
Болгария |
Франкфуртские Ворота |
100 |
40 |
2 ж.д. и 2 автомагистрали |
Между горами Таунус, Оденвальд и Шпессарт, по долине р. Майн |
Германия |
Хофский (Хофские Ворота) |
40 |
35, в узостях до 1 |
Ж.д., автомагистраль и несколько шоссе |
Между горами Фихтель и Франконский Лес |
Германия |
Горные проходы Азии |
|||||
Боланский |
Ок. 100 |
0,5—3 |
Ж.д. и шоссе |
хр. Центр. Брагуи, по долинам рек Болан и Ширнаб, через пер. Боланский |
Пакистан |
Боргхат |
10 |
0,5—1 |
Ж.д. и шоссе |
Зап. Гаты, по долинам притоков р. Бхима |
Индия |
Зонгулдакский |
100 |
0,5—5, в узостях 15—20 м |
Ж.д. и шоссе |
Западно-Понтийские горы, по долине р. Енидже |
Турция |
Карс-Эрзинджан-Си- васский |
Ок. 600 |
0,1—25, в узостях 20—50 м |
Ж.д. и шоссе |
Армянское нагорье, по долинам рек Каре, Карасу, Евфрат, Кызыл-Ир-мак |
Турция |
Киликийские Ворота |
70 |
0,1—2, в узостях 10—20 м |
Ж.д. и шоссе |
Центр. Тавр, по долине р. Чакыт |
Турция |
Коридор Хэси (Ганьсуйский Коридор) |
700 |
20—100 |
Ж.д. и шоссе |
Между пустыней Гоби и горами Наньшань |
Китай |
Самсунский |
95 |
0,2—0,4 |
Ж.д. и шоссе |
хр. Джаник, по долинам рек Мурат, Терсакан, Ешиль-Ирмак |
Турция |
Среднехинганский |
175 |
2-4, в узостях ДО 0,4 |
Ж.д. и шоссе |
Бол. Хинган, по долинам притоков рек Хайлар и Нэньцзян |
Китай |
Трабзонский |
300 |
0,1—0,6, в узостях до 15 м |
Шоссе |
Восточно-Понтийские горы, по долинам рек Харшит, Чорох и др. |
Турция |
Урумчи-Турфа некий |
100 |
1,5—7, . в узостях менее 0,2 |
Ж.д. и шоссе |
Воет. Тянь-Шань, между хребтами Джарге и Богдо-Ула |
Китай |
Хайберский горный проход |
53 |
15—130 м |
Шоссе; в Пакистане и ж.д. |
Гиндукуш, хр. Спингар, по долинам притоков р. Кабул, через Хайберский пер. |
Афганистан, Пакистан |
Чорохский |
250 |
0,1—0,8, в узостях до 10 м, в расширениях ДО 10 км |
Шоссе |
Между Восточно-Понтийскими горами и Армянским нагорьем, по долине р. Чорох |
Турция |
Шаньхайгуаньский Коридор |
200 |
10—25, в узостях ДО 5 |
Ж.д. и шоссе |
Между горами Яньшань и Ляодунским зал. Желтого моря |
Китай |
Горные проходы Африки |
|||||
Ворота Бискры |
80 |
0,5—5 |
Жд. и шоссе |
горы Сахарский Атлас, по долинам пересыхающих рек Уэд-эль-Гурзи и Уэд-Габа |
Алжир |
Горные проходы Америки |
|||||
Анкориджский |
21O |
0,5—5 |
Ж.д. и шоссе |
Аляскинский хр., по долинам рек Суситна и Ненана |
США |
Теуантепек |
80 |
5—15 |
Ж.д. и шоссе |
Между хребтами Юж. Сьерра-Мад-ре и Сьерра-Мадре |
Мексика |
_______________
Источник информации: Атлас офицера/ - Москва: 1984.