История английской литературы эпохи Возрождения, Просвещения и средних веков (Таблица)
Справочная таблица содержит краткую характеристику историю английской литературы эпохи Возрождения, Просвещения и средних веков, ее основные черты: философские предпосылки, хронологические рамки, ведущие жанры, крупнейшие представители, и другие черты.
Характеристика, черты |
Английская литература средних веков |
Английская литература эпохи Возрождения |
Английская литература эпохи Просвещения |
Социально-исторические предпосылки возникновения и особенности. Особенности английской литературы разных эпох |
— Вторжение на территорию Британии англо-саксов и ютов в V веке. Эти племена принесли свой язык, быт и культуру. — борьба за господство между англами, саксами и ютами. — Разложение родового строя, становление феодальных отношений - классовая дифференциация общества. — централизация власти и принятие христианства в VI веке. — глубокая вражда англосаксов с кельтами. |
— великие географические открытия. — Англия становится центром мировых торговых путей. — появление класса буржуа, массовое насильственное изгнание крестьян, которые превращались в нищих и бродяг, в связи с ростом спроса на шерсть - потребность помещиков в землях для разведения овец. — реформация церкви ГенрихомVIII. — патриотиотический подъем после разгрома испанской «Непобедимой Армады» в 1588году. — борьба внутри страны с противниками освобождения от влияния папского Рима. — появление течения гуманистов. |
— смена основополагающих культурных типов. — борьба буржуазии и дворянства, идеологий абсолютизма и Просвещения. — аристократические художественные системы подвергаются критике здравого смысла. — распространение пуританства. — появление антипуританских течений. — гражданская война (1642-1649гг.) — казнь Карла 1 (1649г.) — диктатура Кромвеля (1653-1658гг.). — Реставрация (1660-1689гг.) — Славная революция |
Философские предпосылки |
— христианская религия. — частичное наследие культуры античности (римское наследие) — отказ от многих идеалов античности из-за несогласованности с христианскими взглядами. Искажение философских учений античности и подведение философской мысли к христианству. — народное творчество |
— отход от феодально-церковной идеологии — появление идей раскрепощения личности — утверждение высокого достоинства человека, как творца земного счастья. — связь философии Возрождения с естествознанием. — стремление выйти на простор природы — материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт. — индивидуализм и религиозный скептицизм — интерес к материалистам древности - ионийцам |
— Джон Локк (1632-1704гг.) «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании» и др. Подготовка эстетики английского Просвещения. — взгляд на человеческую природу, задатки и их развитие, внимание чувственному опыту, интерес к законам человеческого мышления, эстетическое восприятие процесса рассуждения. |
Опора на предшествующую литературную традицию |
— До этого периода литературы в Англии не было, но сохранились памятники рунической письменности англосаксов. — Также известно о существовании обрядовых песен. Сказания, легенды и песни передавались из рода в род. |
— влияние классической литературы. — влияние итальянской поэзии в особенности Петрарки — античную литературу заново переводили, давали новую оценку философским, историческим сочинения |
От искусства Возрождения перенимается интерес к реальной (а не идеальной) жизни. Концепция свободной личности начала складываться еще в предшествующую эпоху, но формирование худ.принципов завершилось только в Просвещение. |
Хронологические рамки |
5-15 век нашей эры: — Раннее средневековье (5-середина 11 века) — Англонормандский (1066-1350гг.) — «Золотой век» (2-я половина 14века) — Спад книжной литературы, популяризация народной поэзии (14-15 века) |
1485г. (вступление на престол ГенрихаVII) - 1603г. (смерть королевы Елизаветы Тюдор). — раннее Возрождение (конец 15в - первая половина 16века) — зрелое Возрождение (вторая половина 16 - начало 17вв.) |
17в - до конца 18 века (вплоть до французской революции 1789 года и наступления эпохи романтизма) — «классика» (классицизм)- первые трети 17в - конец 18 века. — «нонклассика» (барроко) - 17-18вв. — «постклассика» (реализм, сентиментализм) - 18в. - конец 18 века. |
Представление о реальности, ее основных законах |
Языческо-мифологическая основа произведений очевидна. Насыщающая поэмы фантастика отражает мифологической осмысление историй и взаимоотношений племен в период раннего средневековья. Люди показаны в их столкновении с грозными силами природы, представленными в образах бурного моря, морских чудовищ, огнедышащего дракона. |
Присутствует ощущение, что мир подошел к каму-то важному рубежу, что стоит сделать несколько решительных шагов и люди вступят в новую счастливую эру. И не политике, а науке надлежит сделать эти шаги. Основная причина социального неустройства, царящего в мире - частная собственность. |
— переживание конкретности реальной жизни, ее хаос и дисгармония. — противопоставление мировому беспорядку совершенных и гармоничных форм искусства. — склонность к внутреннему эстетическому преобразованию хаоса. — Ощущение трагического разлада должного и будущего. |
Представление о человеке в истории английской литературы |
Героический эпос: воин-герой, племенной вождь, совершающий подвиги во имя интересов своего рода и дружественных племен. Окруженный могучими и непознанными стихиями природы, человек, осознающий свою ответственность перед народом мужественно идет на встречу опасностям и преодолевает их. Благочестие и богобоязненность не явл. главными качествами героя, ему не свойственен аскетизм, в его характере - полнота примитивной, но цельной личности. Идеальный средневековый воин, идеальное не отделено от земного. Рыцарская литература: внешне - представитель привилегированного сословия, внутренне - идеал подлинной гуманности. Герой-рыцарь выступает как поборник справедливости, защитник слабых и униженных, его отличает высокая культура поведения, наделен способностью к возвышенным чувствам, преклоняется перед женщиной. |
Мировоззрение человека Ренессанса характеризует свободомыслие, стремление к созданию новых представлений об обществе и мироздании. Однако для развития новых концепций не хватало еще достаточно обширных сведений о мире. В связи с этим мировоззрению ренессансного человека свойственно сочетание реальных представлений с поэтическими домыслами. Часто новые идеи выступают еще в форме средневековых мистических представлений, а реальные знания неотделимы от фантастики. |
Представление о человеке формируется в результате сложного взаимодействия собственной природы и внешних обстоятельств. Преимущественные права не у божественного, а человеческого разума. С помощью разума человек может перестроить мир или устроить свою собственную судьбу, добиться личного успеха. Сентиментализм противостоит попыткам свести человеческую личность к родовому или корпоративному началую Личность также не изолирована от внешнего мира, но жадно впитывает его впечатления, субъективно освещает его и всегда остается на первом плане. |
Принципы изображения реального мира, общества |
— для эпических произведений характерны переплетение исторического фона и вымысла. Прославление богатырской силы и подвигов главных героев, идеализация феодального государства. — для рыцарской литературы - прославление рыцарских подвигов и культа прекрасной дамы, часто приукрашенных. — для народной поэзии - обличение пороков духовенства. |
— правдивое отображение основных тенденций своего времени — поиск наиболее эффективных средств и способов для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящества рассматриваются как свойства действительного мира. |
— достоверность — демонстрация эмпирии жизни, не сводимой к нормам. — изображение естественной повседневной жизни и тонкая психологическая характеристика. — обыденный буржуазный герой, с его личными трагедиями — героиням доступны высокие страсти и душевные переживания. |
Ведущие жанры |
-героический эпос -рыцарская литература -городская литература -поэзия вагантов |
проза: -новеллы, причем нередко в них присутствовал элемент сатиры и прославление буржуазных добродетелей (труда, бережливости, скромности нравов). -ряд разнообразных романов (утопических, пасторальных, даже близких к плутовскому) Поэзия: сонет, оды, элегии, баллады, эпиграммы, сатиры. Драматургия: трагедия, комедия, историческая пьеса, пастораль |
-жанры прикладной словесности: письма, дневники , мемуары, описания путешествий. - философическая, публицистическая, сатирическая проза. -роман (плутовской, реалистический, роман-путешествие) |
Крупнейшие представители данных направлений |
Гальфрид Монмутский, Вальтер Мап, Джон Уиклиф, У.Ленгленд, Дж. Гауэр, Дж.Чосер, Дж.Лидгейт, Т.Оклив |
Генри Говард Сарри, Томас Мор, Френсис Бэкон, Томас Уайет, Джон Скэлтон, Эдмунд Спенсер, Томас Кид, Джон Лили, кристофер Марло, Уильям Шекспир |
Джон Донн, Джон Мильтон, Джордж Этеридж, Уильям Уичерли, Уильям Конгрив, Дениэл Дефо, Джонатан Свифт, Генри Филдинг, Самюэл Ричардсон, Лоренс Стерн, Ричард Шеридан |
Характерные стилевые приемы в истории английской литературы |
-теоцентризм -дуализм мира: земная (имманентная) и духовная (трансцендентная) части, причем утверждается, что первичен дух -изменение нравственных приоритетов. В античности главное - гражданская доблесть. В эпоху средневековья - вера и верность. Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену. -символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях мира видится откровение, божественные знаки. -искусство почти не выражало радости бытия. Искусство в большинстве своем анонимно. |
Смешение высоких и низких жанров в одном произведении, что обеспечивало эффект контраста. |
-отсутствие стилевого единства художественного языка и приемов -борьба идейно-художественных направлений -наравне с тенденциями следования классическим образцам появляются попытки упорядочить нормы языка, систематизировать его факты, придать ему строгость и четкость. -стирание различий между речью персонажей и авторским повествованием -специфический характер преломления принципа достоверности повествования -художественная проза приближается по своим языковым особенностям к документам |
Ведущие тенденции в культуре, представители направлений в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, театре |
Живопись - романтической свежестью отмечены картины Дж. Констебла и Р. Бонингтона, необычностью образов и особенностью выразительных средств – работы У. Тёрнера, обращением к культуре Раннего Возрождения и средневековья – творчество мастеров позднее романтического движения (Бёрн-Джонса, РоссеттиЩ.Г., Морриса и другие). Музыка – Эдвард Элгар. Театр – Э.Кин. Драматургия – Байрон, Шелли |
Архитектура: стиль Тюдоров - первый шаг к освобождению от средневековой готики Айниго Джонс Живопись:жанр ограничен портретом. Ганс Гольбейн Младший, Смит, Броун, Боссэм, Оливер и Хиллард Музыка: интимность выражени, тонкое изящество, камерные мадригалы и церковные хоры Уильям Берд, Томас Морли, Томас Таллис Театр: Грин, Марло, Кид, Шекспир. |
Архитектура: смешение различных стилей Иниго Джонс, Кристофер Рен, Джеймс Гиббс, Уильям Кент, Колин Кемпбелл Живопись: — внимание эмоциональной жизни — поиск средств, которые могли бы выразить мир чувств и ощущений — внимание к проблемам этики и морали — идеи нравственного воспитания личности — ведущий жанр - бытовой с сатирической окраской Джошуа Рейнолдс, Уильям Хогарт, Томас Гейнсборо Скульптура: Джон Флаксман, Уильям Чемберс, Роберт Адам Музыка: Генри Перселл, Д.Уорд, Дж.Гей и Дж.Пепуш Театр: У.Шеридан |