История английской литературы эпохи Возрождения, Просвещения и средних веков (Таблица)

Справочная таблица содержит краткую характеристику историю английской литературы эпохи Возрождения, Просвещения и средних веков, ее основные черты: философские предпосылки, хронологические рамки, ведущие жанры, крупнейшие представители, и другие черты.

Характеристика, черты

Английская литература средних веков

Английская литература эпохи Возрождения

Английская литература эпохи Просвещения

Социально-исторические предпосылки возникновения и особенности. Особенности английской литературы разных эпох

— Вторжение на территорию Британии англо-саксов и ютов в V веке. Эти племена принесли свой язык, быт и культуру.

— борьба за господство между англами, саксами и ютами.

— Разложение родового строя, становление феодальных отношений - классовая дифференциация общества.

— централизация власти и принятие христианства в VI веке.

— глубокая вражда англосаксов с кельтами.

— великие географические открытия.

— Англия становится центром мировых торговых путей.

— появление класса буржуа, массовое насильственное изгнание крестьян, которые превращались в нищих и бродяг, в связи с ростом спроса на шерсть - потребность помещиков в землях для разведения овец.

— реформация церкви ГенрихомVIII.

— патриотиотический подъем после разгрома испанской «Непобедимой Армады» в 1588году.

— борьба внутри страны с противниками освобождения от влияния папского Рима.

— появление течения гуманистов.

— смена основополагающих культурных типов.

— борьба буржуазии и дворянства, идеологий абсолютизма и Просвещения.

— аристократические художественные системы подвергаются критике здравого смысла.

— распространение пуританства.

— появление антипуританских течений.

— гражданская война (1642-1649гг.)

— казнь Карла 1 (1649г.)

— диктатура Кромвеля (1653-1658гг.).

— Реставрация (1660-1689гг.)

— Славная революция

Философские предпосылки

— христианская религия.

— частичное наследие культуры античности (римское наследие)

— отказ от многих идеалов античности из-за несогласованности с христианскими взглядами. Искажение философских учений античности и подведение философской мысли к христианству.

— народное творчество

— отход от феодально-церковной идеологии

— появление идей раскрепощения личности

— утверждение высокого достоинства человека, как творца земного счастья.

— связь философии Возрождения с естествознанием.

— стремление выйти на простор природы

— материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт.

— индивидуализм и религиозный скептицизм

— интерес к материалистам древности - ионийцам

— Джон Локк (1632-1704гг.) «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании» и др. Подготовка эстетики английского Просвещения.

— взгляд на человеческую природу, задатки и их развитие, внимание чувственному опыту, интерес к законам человеческого мышления, эстетическое восприятие процесса рассуждения.

Опора на предшествующую литературную традицию

— До этого периода литературы в Англии не было, но сохранились памятники рунической письменности англосаксов.

— Также известно о существовании обрядовых песен. Сказания, легенды и песни передавались из рода в род.

— влияние классической литературы.

— влияние итальянской поэзии в особенности Петрарки

— античную литературу заново переводили, давали новую оценку философским, историческим сочинения

От искусства Возрождения перенимается интерес к реальной (а не идеальной) жизни. Концепция свободной личности начала складываться еще в предшествующую эпоху, но формирование худ.принципов завершилось только в Просвещение.

Хронологические рамки

5-15 век нашей эры:

— Раннее средневековье (5-середина 11 века)

— Англонормандский (1066-1350гг.)

— «Золотой век» (2-я половина 14века)

— Спад книжной литературы, популяризация народной поэзии (14-15 века)

1485г. (вступление на престол ГенрихаVII) - 1603г. (смерть королевы Елизаветы Тюдор).

— раннее Возрождение (конец 15в - первая половина 16века)

— зрелое Возрождение (вторая половина 16 - начало 17вв.)

17в - до конца 18 века (вплоть до французской революции 1789 года и наступления эпохи романтизма)

— «классика» (классицизм)- первые трети 17в - конец 18 века.

— «нонклассика» (барроко) - 17-18вв.

— «постклассика» (реализм, сентиментализм) - 18в. - конец 18 века.

Представление о реальности, ее основных законах

Языческо-мифологическая основа произведений очевидна. Насыщающая поэмы фантастика отражает мифологической осмысление историй и взаимоотношений племен в период раннего средневековья. Люди показаны в их столкновении с грозными силами природы, представленными в образах бурного моря, морских чудовищ, огнедышащего дракона.

Присутствует ощущение, что мир подошел к каму-то важному рубежу, что стоит сделать несколько решительных шагов и люди вступят в новую счастливую эру. И не политике, а науке надлежит сделать эти шаги. Основная причина социального неустройства, царящего в мире - частная собственность.

— переживание конкретности реальной жизни, ее хаос и дисгармония.

— противопоставление мировому беспорядку совершенных и гармоничных форм искусства.

— склонность к внутреннему эстетическому преобразованию хаоса.

— Ощущение трагического разлада должного и будущего. 

Представление о человеке в истории английской литературы

Героический эпос: воин-герой, племенной вождь, совершающий подвиги во имя интересов своего рода и дружественных племен. Окруженный могучими и непознанными стихиями природы, человек, осознающий свою ответственность перед народом мужественно идет на встречу опасностям и преодолевает их. Благочестие и богобоязненность не явл. главными качествами героя, ему не свойственен аскетизм, в его характере - полнота примитивной, но цельной личности. Идеальный средневековый воин, идеальное не отделено от земного.

Рыцарская литература: внешне - представитель привилегированного сословия, внутренне - идеал подлинной гуманности. Герой-рыцарь выступает как поборник справедливости, защитник слабых и униженных, его отличает высокая культура поведения, наделен способностью к возвышенным чувствам, преклоняется перед женщиной.

Мировоззрение человека Ренессанса характеризует свободомыслие, стремление к созданию новых представлений об обществе и мироздании. Однако для развития новых концепций не хватало еще достаточно обширных сведений о мире. В связи с этим мировоззрению ренессансного человека свойственно сочетание реальных представлений с поэтическими домыслами. Часто новые идеи выступают еще в форме средневековых мистических представлений, а реальные знания неотделимы от фантастики.

Представление о человеке формируется в результате сложного взаимодействия собственной природы и внешних обстоятельств. Преимущественные права не у божественного, а человеческого разума. С помощью разума человек может перестроить мир или устроить свою собственную судьбу, добиться личного успеха.

Сентиментализм противостоит попыткам свести человеческую личность к родовому или корпоративному началую Личность также не изолирована от внешнего мира, но жадно впитывает его впечатления, субъективно освещает его и всегда остается на первом плане.

Принципы изображения реального мира, общества

— для эпических произведений характерны переплетение исторического фона и вымысла. Прославление богатырской силы и подвигов главных героев, идеализация феодального государства.

— для рыцарской литературы - прославление рыцарских подвигов и культа прекрасной дамы, часто приукрашенных.

— для народной поэзии - обличение пороков духовенства.

— правдивое отображение основных тенденций своего времени

— поиск наиболее эффективных средств и способов для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящества рассматриваются как свойства действительного мира.

— достоверность

— демонстрация эмпирии жизни, не сводимой к нормам.

— изображение естественной повседневной жизни и тонкая психологическая характеристика.

— обыденный буржуазный герой, с его личными трагедиями

— героиням доступны высокие страсти и душевные переживания.

Ведущие жанры

-героический эпос

-рыцарская литература

-городская литература

-поэзия вагантов

проза:

-новеллы, причем нередко в них присутствовал элемент сатиры и прославление буржуазных добродетелей (труда, бережливости, скромности нравов).

-ряд разнообразных романов (утопических, пасторальных, даже близких к плутовскому)

Поэзия: сонет, оды, элегии, баллады, эпиграммы, сатиры.

Драматургия: трагедия, комедия, историческая пьеса, пастораль

-жанры прикладной словесности: письма, дневники , мемуары, описания путешествий.

- философическая, публицистическая, сатирическая проза.

-роман (плутовской, реалистический, роман-путешествие)

Крупнейшие представители данных направлений

Гальфрид Монмутский, Вальтер Мап, Джон Уиклиф, У.Ленгленд, Дж. Гауэр, Дж.Чосер, Дж.Лидгейт, Т.Оклив

Генри Говард Сарри, Томас Мор, Френсис Бэкон, Томас Уайет, Джон Скэлтон, Эдмунд Спенсер, Томас Кид, Джон Лили, кристофер Марло, Уильям Шекспир

Джон Донн, Джон Мильтон, Джордж Этеридж, Уильям Уичерли, Уильям Конгрив, Дениэл Дефо, Джонатан Свифт, Генри Филдинг, Самюэл Ричардсон, Лоренс Стерн, Ричард Шеридан

Характерные стилевые приемы в истории английской литературы

-теоцентризм

-дуализм мира: земная (имманентная) и духовная (трансцендентная) части, причем утверждается, что первичен дух

-изменение нравственных приоритетов. В античности главное - гражданская доблесть. В эпоху средневековья - вера и верность. Верность феодалу. Вассальная верность своему сюзерену.

-символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях мира видится откровение, божественные знаки.

-искусство почти не выражало радости бытия. Искусство в большинстве своем анонимно.

Смешение высоких и низких жанров в одном произведении, что обеспечивало эффект контраста.

-отсутствие стилевого единства художественного языка и приемов

-борьба идейно-художественных направлений

-наравне с тенденциями следования классическим образцам появляются попытки упорядочить нормы языка, систематизировать его факты, придать ему строгость и четкость.

-стирание различий между речью персонажей и авторским повествованием

-специфический характер преломления принципа достоверности повествования

-художественная проза приближается по своим языковым особенностям к документам

Ведущие тенденции в культуре, представители направлений в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, театре

Живопись - романтической свежестью отмечены картины Дж. Констебла и Р. Бонингтона, необычностью образов и особенностью выразительных средств – работы У. Тёрнера, обращением к культуре Раннего Возрождения и средневековья – творчество мастеров позднее романтического движения (Бёрн-Джонса, РоссеттиЩ.Г., Морриса и другие).

Музыка – Эдвард Элгар.

Театр – Э.Кин. Драматургия – Байрон, Шелли

Архитектура: стиль Тюдоров - первый шаг к освобождению от средневековой готики

Айниго Джонс

Живопись:жанр ограничен портретом. Ганс Гольбейн Младший, Смит, Броун, Боссэм, Оливер и Хиллард

Музыка: интимность выражени, тонкое изящество, камерные мадригалы и церковные хоры

Уильям Берд, Томас Морли, Томас Таллис

Театр: Грин, Марло, Кид, Шекспир.

Архитектура: смешение различных стилей

Иниго Джонс, Кристофер Рен, Джеймс Гиббс, Уильям Кент, Колин Кемпбелл

Живопись:

— внимание эмоциональной жизни

— поиск средств, которые могли бы выразить мир чувств и ощущений

— внимание к проблемам этики и морали

— идеи нравственного воспитания личности

— ведущий жанр - бытовой с сатирической окраской

Джошуа Рейнолдс, Уильям Хогарт, Томас Гейнсборо

Скульптура: Джон Флаксман, Уильям Чемберс, Роберт Адам

Музыка: Генри Перселл, Д.Уорд, Дж.Гей и Дж.Пепуш

Театр: У.Шеридан

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te