Образование государства восточных славян, общественный строй, язычество (Таблица, карта)
Образование государства у восточных славян
Образование государства у племен восточных славян определяют как военную демократию. Все свободные мужчины были воинами и участвовали в народных собраниях, совместно решали общие вопросы, выбирали вождей. Различия в материальном достатке между членами славянской территориально-соседской общины были незначительными. Пленных иногда оставляли в качестве рабов. По прошествии времени рабы становились членами общины или отпускались на волю. Отношения между людьми регулировались так называемым обычным правом. Наиболее известный принцип правовых отношений: око за око, зуб за зуб, смерть за смерть. Кровная месть считалась формой восстановления справедливости. У восточных славян во времена язычества было распространено многоженство, наложничество, но женщина обладала достаточной свободой при выборе своей судьбы.
Теории образования государства у восточных славян:
Славянская (антиноманнская) |
Центристская |
Центристская (антиноманнская) |
Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение |
Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов |
Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян |
ЛомоносовМ.В., РыбаковБ.А. |
КацваЛ.А. и большинство современных историков |
БайерГ.З., ШлецерА.Л, МиллерГФ, Н.М. КарамзинН.М., СоловьевС.М. |
Причины образования государства у восточных славян таблица
Направление |
Причины образования государства у восточных славян |
Экономические причины |
— Переход к пашенному земледелию — Отделение ремесла от земледелия — Отделение земледелия от животноводства. — Сосредоточение ремесла в городах (погостах) — Развитие торговли и расширение внутреннего и внешнего рынка — Преобладание свободного труда над рабским — Производство и использование железных орудий труда. |
Социальные причины |
— Возникновение социального неравенства среди членов общины: появление в обществе людей богатых и бедных, состоятельных и малоимущих, свободных и рабов. — Появление и выделение родовой знати. — Появление иностранцев — Смена родовой общины соседской — Складывание древнерусской народности — Наличие патриархальной формы рабства |
Политические причины |
Политическими причинами образования государства у восточных славян являются: — Социальное расслоение внутри древнеславянского общества, вызванное ростом имущественного неравенства и распадом родовых связей, потребовало создание государственного аппарата в виде князя с дружиной для защиты интересов собственников. — Защита территории и населения от постоянной угрозы нападения внешних врагов, это заставило восточных славян приступить к строительству государства раньше, чем его мог создать процесс внутреннего развития. — Достаточно высокий уровень военной организации — Наличие элементов государственности — Формирование славянских племенных союзов — Потребность родоплеменной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвате новых земель — Распри внутри славянских общин и среди племён заставили людей заключить договор с военной знатью для охраны порядка и обеспечения внешней безопасности. |
Духовные причины |
— Наличие патриархальной формы рабства — Общая языческая религия — Схожие обычаи: обряды, общественная психология |
Особенности образоваиия государства у восточных славян Европы, Руси и Ближнего Встока
|
Европа |
Русь |
Ближний Восток |
Основная причина образования государства |
Социальное расслоение внутри германских племён, сокрушивших Римскую империю |
Внешняя угроза и потребность в самозащите |
Поддержание в порядке ирригационных сооружений и защита торговых путей |
Процесс строительства |
Процесс строительства государства шёл «снизу вверх» по мере наполнения новым феодальным содержанием социальных институтов, оставшихся после античной эпохи |
Процесс строительства государства шёл «сверху вниз» путём «окняжения», то есть подчинения местных племён власти киевского князя |
Государства на Востоке складывались и рассыпались в результате вражеских нашествий |
Факторы |
Большую роль в образовании государства сыграл фактор насилия (завоевания), когда один народ подчинял другой народ и утверждал над ним своё господство |
Отсутствие фактора насилия при образовании государства - варяжские конунги были призваны на княжение местными племенами |
Фактор насилия играл определяющую роль в образовании восточных государств, когда завоеватели-кочевники подчиняли местное население, а потом в нём растворялись, перенимая местные обычаи и социальное устройство |
Общественный строй восточных славян таблица
Вид объединения |
Причина возникновения |
Археологический коррелят |
Координация или управление |
Органы координации или управления |
Род |
|
Городище |
Координация |
Старейшина |
Племя |
Демографическая (рост численности населения) |
Гнездо городищ |
Координация |
Вече; совет старейшин (“старцы градские”); князь (на время военного конфликта) |
Союз племен |
Демографическая |
Несколько гнезд городищ; территория, характеризующаяся находками однотипных височных колец |
Координация |
Вече; совет старейшин (“старцы градские”); князь |
Союз союзов племен (вторичное племенное объединение; суперсоюз племен) |
Внешнеполитическая (оборона от внешней опасности) |
Весьма значительная территория - бассейны нескольких крупных рек |
Координация соседствует с управлением: появляются элементы публичной власти |
Возрастает значение князя и веча главного союза племен |
Язычество восточных славян, религия
Восточные славяне были язычниками, обожествляли силы природы. Главным богом был Род, бог неба и земли. Важную роль играли божества, связанные с теми силами природы, которые были особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца и Перун — бог грома и молнии.
Язычество восточных славян — это система первобытных верований, основанных на многобожии, обожествлении сил природы, животного и растительного мира.
На схеме ниже показаны этапы становления язычества у восточных славян:
Поклонение явлениям природы (полидемонизм, политеизм, анемизм): |
Персонификация стихий и ландшафтов — вера в русалок, водяных, леших, полевиков и других. Наиболее почитаемые боги: Род — бог неба и земли, создатель всего живого Дажбог (Ярило, Хорос) — бог солнца Перун — бог грома, молний, войны Стрибог — бог ветра Сварог — бог неба Велес (Волос) — бог скота и богатства |
Почитание животных (тотемизм) |
медведь, лиса, волк и другие животные, как перевоплотившиеся предки |
Культ предков |
почитание чуров, щуров, пращуров, домовых и тому подобных |
Фетишизм |
поклонение камням, деревьям и тому подобное |
____________
Источник информации:
2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.
3. Отечественная история 9 -20 вв. Справочные материалы. / — СПб.: 2004.
6. История Отечества в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. — Ростов: 2013