Речевой онтогенез, нормы развития речи у детей (Таблица Елисеевой МБ)
Речевой онтогенез: взгляд лингвиста
Труды замечательного лингвиста ГвоздеваА.Н. по детской речи известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка: его знают и лингвисты, и психологи, и логопеды – и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 году ЖуковаН.С. провела большую работу – тщательный анализ книги ГвоздеваА.Н. "Вопросы изучения детской речи" (М., 1961г.) и на его основании разработала таблицу – "Схему системного развития нормальной детской речи". Эту схему автор предлагает использовать "в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком", поскольку при оценке речи детей с ОНР ЖуковаН.С. рекомендует выявлять "не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено" (ЖуковаН.С., МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.).
Я нисколько не хочу умалить заслугу ЖуковойН.С.: я уверена, что один тщательнейший лонгитюд может действительно показать реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе. И все-таки нельзя забывать следующее: во-первых, это только один ребенок – Женя Гвоздев (1921г. рождения, хотя как раз это не так уж важно, поскольку строй нашего языка за это время не изменился); во-вторых, ребенок референциального речевого стиля. За годы, прошедшие со дня смерти ГвоздеваА.Н. (умер в 1959г.) появились новые данные, которые характеризуют усвоение языка ребенком. В наш Фонд данных детской речи (дневники, расшифрованные аудио- и видеозаписи, словари детской речи, база данных детских речевых инноваций и др.) вошел и дневник Александра Николаевича Гвоздева, введенный в компьютерную базу данных. В-третьих, ЖуковаН.С. составляла таблицу не по дневнику ГвоздеваА.Н., а по его сборнику научных трудов, в котором, естественно, отражено только то, что входило в круг научных интересов автора (в первую очередь, фонетика и морфология), и не описаны лексика и словообразование. Книга ГвоздеваА.Н. "Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка" была подготовлена к изданию гораздо позже племянницей ГвоздеваА.Н. СкобликовойЕ.С. и вышла в Куйбышеве в 1990г. тиражом 1500экз. При этом надо иметь в виду, что ГвоздевА.Н. не фиксировал понимание речи ребенком, а систематические подробные записи активного лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев и 14 дней – с возникновением лексического скачка в речи ребенка, когда отец-лингвист заинтересовался речью сына, верно почувствовав значение изучения детского языка для языковедения (именно так называлась первая работа Гвоздева по детской речи) – до этого момента отрывочные записи производились матерью Жени.
Поэтому период начального лексикона, когда существует значительный разрыв между пониманием речи и "говорением", изучать "по Гвоздеву" вообще нельзя. Именно в этом, вероятно, кроется причина некоторых досадных ошибок в таблице, составленной ЖуковойН.С..
Результаты анализа и систематизации материалов Фонда данных детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.
Опубликовано в журнале "Логопед" (2005, №4).
Нормы развития речи у детей таблица
ВОЗРАСТ ребенка / Область языковой компетенции |
|||||
0-1 года |
1-2 года |
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-7 лет |
ФОНЕТИКА ребенка в возрасте от 0 до 7 лет |
|||||
Развитие восприятия: — возникновение различных реакций ребенка на звуки иречь; — различение интонации; — восприятие основных фонологических противопоставлений родного языка Развитие продуцирования: — крик (новорожденный), гуление (1-3мес.), лепетные слоги (4-6мес.), лепетные цепи (6-8мес.), лепет с расподобленными слогами (8-12мес.); — имитация некоторых звуков |
Восприятие: — становление фонематического слуха. Продуцирование: — усвоение системы гласных фонем; — усвоение многих согласных фонем. Лепет с интонацией предложения Фонетические ошибки: — Слоговая элизия — Пропуск отдельных согласных — Добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу) — Ассимиляция в области гласных и согласных; — Упрощение любых стечений согласных (кластеров) — Замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная Метатезис |
Фонетические ошибки: — Слоговая элизия только в 4-5-сложных словах, ассимиляция в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6лет). — Упрощение многих стечений согласных (к 3 годам упрощаются в основном только группы из щелевых согласных) — Замена согласных, сложных для артикуляции (ц, ч ,ш,ж,щ, р,р`,л, л`). — К 3 годам – в основном типичные замены. Метатезис |
Типичные замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (ч ,ш,ж,щ, р, р`,л, л`) Метатезис |
Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции Метатезис |
Метатезис в речи леворуких детей и амбидекстров |
Словообразование у детей от 0 до 7 лет |
|||||
К 2 (2,6) годам - первые словообразовательные инновации (существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суф. притяжательности) |
Овладение некоторыми словообразовательными моделями |
Увеличение количества словообразовательных инноваций |
Овладение различными словообразовательными моделями |
Рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля |
|
ЛЕКСИКА у детей от 0 до 7 лет |
|||||
0-1 года |
1-2 года |
2-3 года |
3-7 лет |
||
8-9мес. - первые слова в пассивном лексиконе, 8-12мес.- первые слова в активном лексиконе. К 1 году - 1-5 слов вактиве; 30 - 60 - в пассиве. Разрыв между пониманием и говорением к 1году - соотношение актива и пассива 1:10/20. |
Начальный лексикон (протослова, слова языка нянь, нормативные слова, застывшие фразы). Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1 к 10) до возникновения лексического взрыва (соотношение 1 к 4), а после лексического взрыва исчезающий (в возрасте от 1,9года до 2,6лет). Лексико- семантическая сверхгенерализация. Детская омонимия. Игровые переименования. |
Исчезновение слов языка нянь, протослов и застывших фраз. Исчезновение лакуны между пассивным и активным лексиконом. Значительный рост словаря. Развитие лексического значения. Лексико-семантические инновации (смотреть следующую графу). Появление синонимов, антонимов, многозначных слов; выстраивание родо-видовых иерархий. |
Количественный и качественный рост словаря: — усвоение родо-видовых отношений, — развитие синонимии, антонимии, — появление абстрактных, — существительных, — освоение многозначности и омонимии, — освоение фразеологизмов. Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и другое; ассоциативные замены - смешение паронимов, антонимов и другое). |
||
МОРФОЛОГИЯ у детей от 0 до 7 лет |
|||||
0-1 года |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5-7 лет |
|
Ни как не проявляется |
Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных, местоимений различныхразрядов, наречий, крат. страд. причастий прош. врем., первых числительных. К 2 годам - появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ., время, число, лицо, родглагола. К 2 годам - первые Формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола; Унификация основы сущ. и глаголов: — сохранение неподвижности ударения; — устранение чередований согласных; — устранение беглых гласных; — устранение супплетивизма; — устранение наращений основы. Первые инновации при усвоении формальной стороны ГК (смотреть следующую графу). |
Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов) Усвоение плана содержания следующих ГК: рода и скл. существительных (муж. и жен. рода, 1 и 2 скл.), вида глагола. Устранение сущ. ср. рода, 3 скл.; "перевод" из одного склонение в другое; смешение одушевленных и неодушевленных существительных Инновации при усвоении формальной стороны ГК: — унификация основы (смотреть ранее); — смешение окончаний существительных (им.п. мн.ч., род.п.мн.ч., тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) – экспансия флексий, смешение окончаний сущ. р.п. мн.ч. и предл. п.мн.ч.; — образование недостающих форм числа существительных pluralia/singularia tantum; — ошибки всловосочетаниях с числительными. |
От 3 до 4 лет – рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля при усвоении формальной стороны различных ГК, связанных с унификацией основы и с неверным выбором формообразующего аффикса: — внутрипадежное смешение окончаний сущ. разных склонений; — ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.; — окказ. образование родовых пар у существительных; — окказиональное образование сравнит. степени прилагательных и наречий; — смешение окончаний глаголов, суффиксов императива; суфикса причастий; — окказиональное образование видовых пар глагола. |
Уменьшение количества ф-обр. инноваций в речи детей. Дольше всего сохраняются в речи следующие инновации: — унификация ударения; — смешение окончаний род.п. мн.ч.; смешение оконч. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.; — образование форм числа существительных pluralia/singularia tantum; — ненормативное склонение несклоняемых и разноскл. существительных; — образование окказ. родовых пар у сущ. общего рода, зоонимов, у сущ. м.р., обозначающих лицо по профессии; — окказиональное образование сравнительной степени прилагательных; — ненормативное склонение числительных; — образование окказиональных видовых пар глагола, окказиональное образование причастий. |
|
СИНТАКСИС у детей от 0 до 7 лет |
|||||
0-1 года |
1-2 года |
2-3 года |
3-4 года |
4-7 лет |
|
Ни как не проявляется |
— До 1,8-2 года - голофразы; — 1,6 -1,10- двусловные высказывания "телеграфного стиля"; — 1,8 - 2 - трех-/четырехсловные предложения с особым порядком слов; — 1,9-2 - предложения со словами вот, это, какой (какая, какие), пусть, давай; — К 2-2,6 годам - двух-/ -трехсловные предложения со склоняемыми и спрягаемыми словами без предлогов или с протопредлогами |
— Многословные предложения: с однородными членами (без союзов с союзами и, а, или), со сравнительными оборотами (с союзом как). — Сложные бессоюзные (со значением противопоставления). — Сложные с прямой речью. — Сложносочиненные (с союзами и, а, а то). — Сложноподчиненные (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, чтобы, если). — Вводные слова (наверно, конечно). |
— Развитие связной речи — Развитие диалога — Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в эгоцентрической речи) — Игровые квазидиалоги — Синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании) |
— Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи. — Сочинение собственных сказок и стихов (чаще всего – в эгоцентрической речи) — Синтаксические ошибки |
|
Метаязыковая деятельность |
|||||
Ни как не проявляется |
Осознание ребенком факта, что все предметы имеют названия. Вопросы о названиях предметов, требования назвать предмет (с помощью жестов, протослов). Избирательное отношение к предлагаемым для подражания образцам. Исправление собственных коммуникативных неудач в общении со взрослым сцелью достижения коммуникативных целей и намерений. |
2 года - появление самоисправлений в речи ребенка (в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса). Детская этимология. Около 3 лет - оценка предшествующих стадий собственного языкового развития; исправление речи взрослых и других детей. |
Вопросы о значении слов Осознание многозначности и омонимии Языковая игра в речи ребенка Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии Толкование значений слов Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о произношении слов, о различных языках и другое. Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми). |
Фонетика
Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова - гавá; магазин - зин/масин.
Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.
Добавление гласных в конце слова: стул - тюля; платок - тёка.
Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: конфета - фафета; работа - бабота (полная ассимиляция в области согласных); бабуля - бубуля, капюшон - капасён (в области гласных).
Упрощение стечений согласных (кластеров): стол - тёй; спать - пать; мишка - мика; привет - пивет.
Типичная замена гласных: сыр - сий; гусь - гось; деда - дида.
Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.
Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не хочу - ни фасу; горка - гонка, гулять - гиять.
Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.
Словообразование
Словообразовательные инновации - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом; работливый гном, балеринье платье; нарядница и красотница, встречник, дарильщик. павлинёнок, силость, заниманье, белота, завид; украсивиться, аппетитовать сушками, вскарабкай меня туда, отожмурь глаза; одетый по-давнему, кричали по-человеческому.
Лексика
Протослова - устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки - всё интересное; ть - желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа - горячо, опасно.
"Язык нянь"- языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.
Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.
"Застывшие фразы"- выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! - вот так!; маня - мама Аня, баби - баба Ира.
Лексико-семантическая сверхгенерализация - распространение сферы использования слова: ава (собака) – все четвероногие; дяка (ягода) - яблоко, персик, слива; дай - возьми; требование сделать что-нибудь:дай бай-бай мама (дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой).
Детская омонимия - совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми - мишка, мышка, мыло; така - травка, трактор; тя - чай, ставь; мака - маленький, масло, мясо.
Игровые переименования - сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: цветок - о кожуре открытого банана; шапочка - о стаканчике, надетом на голову.
Лексико-семантические инновации - употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:
— расширение значения слова: Выступает ансамбль - Петpова Света.
— сужение значения слова: Я не человек, я девочка.
— образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Дай мне деревянную булку (о сухаре); Можно заболеть карантином.
Ассоциативные замены:
— смешение паронимов: Там цыплята вылепились (вместо вылупились);
— смешение антонимов: Вчера куплю конфетку; Я завтра был у Вадика.
Морфология
Окказиональное конструирование основы глагола: вставает, скакает, прятает, сосает; нарисуть, нарисовает, целуть, кладила, сорвил, нажмала.
Унификация основы - сохранение неизменяемой основы слова:
— сохранение неподвижности ударения: нoгами, кuта, yшами, спaла, попuла;
— устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), бежу, стережу, увиду; ухи;
— устранение беглых гласных: у львёнока, огуреца, вынь палеца из рота, на ковёре, терёшь на тёрке, выгну (выгоню) из кровати;
— устранение супплетивизма - неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: слонёнки, котёнки, ребёнки, мышонки, поросёнки; человеки, людь;
— устранение наращений основы: с имем, без имя, нет мати (матери).
— смешение окончаний существительных: это глазы`, рóги; вилком, ложком; лампов, утятков, оленев, про гусёв, нет бусов; на береге, во рте, на грибу; экспансия флексий - употребление в определенной падежной форме одного, опредленного, "главенствующего" окончания (напр., в тв.п. ед.ч.- только ОМ, в род.мн.- ОВ); смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.:. два зайца на плечев, котята не бывают в тапочков, на кустов; образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum - образование формы числа сущ., в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа: резать ножницем, колготка, какой-то дров; много капустов, много мозаиков, много дрянев; ошибки в словосочетаниях с числительными: два пеленок, три цветочков, четыре лягушек, две санки/два санка.
— устранение существительных среднего рода: большую яблочку, другую колечку, большую ведерку; другую мясу;
— «перевод» существительных из одного рода в другой: другой липучек, одна носочка, маленькую листочку;
— устранение существительных 3 склонения: такую глупостю, помазала мазем, с солем, морковка с грязей, этого лошадя;
— употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: смотреть месяца, пирожка испечем; про теремка, про города, дать кубика, про овощев;
— склонение несклоняемых существительных: играть на пианине, едет на метре, за бедной кенгурой, ловить лассом;
— окказиональное образование родовых пар у сущ.: корова с коровом, медвежиха, папа крольчих, утка и ут (зоонимы); нельзя быть плаксом таким (общий род); парикмахерка, врачка, командирщица (сущ, обозначающие лицо по профессии);
— окказиональное образование сравнительной степени прилаг. и наречий: высотее, чистее, многее, хорошее, шерстянее;
— смешение окончаний глаголов: посплют, едýт, грызят;
— смешение суффиксов императива: стои, пои, искай, не смеись;
— смешение суффиксов причастий: машина сломата, нос завязат, наполнета, место не занено, расколонный;
— кказиональное образование видовых пар глагола: украшивать, украдывать, очистивать, отнасывать, расстелять, надобиться, наискать.
Синтаксис
Голофразы - однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами: Мама - мама, требование дать что-нибудь, где мама?, мама пришла, мамина сумка и т.п.
Высказывания "телеграфного стиля" - предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов: Мама бай. Папа ням-ням. Аня спать. Ника Така чу-чу (Виталик не поросенок).
Протопредлоги - гласные (обычно "а"), употребляемые на месте предлогов: а яню - про Ваню, а диян - на диван, а каитку - за калитку.
Квазидиалоги - диалоги "с самим собой" в эгоцентрической речи ("речи для себя"), в которых ребенок выступает в различных ролях.
Метаязыковая деятельность
Метаязыковая деятельность - любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания, направленная непосредственно на языковой код, на язык как объект изучения (ЦейтлинС.Н.).
Детская этимология - звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки: мычок - бычок, кружинка - пружинка, заучники - заочники, истуда - оттуда.
Самоисправления – детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой: Я машину взяму… Возьму; И буду съесть… есть.
Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития: Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та.
Исправление чужой речи: Что это за слово такое - бассэйн? Надо говорить: бас-сейн.
Вопросы о значении слов: Барчонок - это дитя Багиры? Скидка для детей - там детей скидывают?
Осознание многозначности и омонимии: Ушко у иголочки, как у Лизы; Я - это буква. И я - это человек.
Языковая игра в речи ребенка: Мама: Упала температура. - Ребенок: Упала в лужу (улыбается); У норки есть норка.
Собственные этимологии слов: Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок; Икарус - от Икара.
Толкование значений слов: Девичник - дерево вишнёвое; Питомец - ребенок змеи.
Осознание различных языковых явлений: Нож - мальчик, вилка - девочка; Кефир и зефир - похожие слова.
_______________
Источник информации:
АВТОР: Елисеева Марина Борисовна "Речевой онтогенез: взгляд лингвиста" - опубликована: «Логопед». 2005, №4, с.18-28.