Речевой онтогенез, нормы развития речи у детей (Таблица Елисеевой МБ)

Речевой онтогенез: взгляд лингвиста

Труды замечательного лингвиста ГвоздеваА.Н. по детской речи известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка: его знают и лингвисты, и психологи, и логопеды – и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 году ЖуковаН.С. провела большую работу – тщательный анализ книги ГвоздеваА.Н. "Вопросы изучения детской речи" (М., 1961г.) и на его основании разработала таблицу – "Схему системного развития нормальной детской речи". Эту схему автор предлагает использовать "в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком", поскольку при оценке речи детей с ОНР ЖуковаН.С. рекомендует выявлять "не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено" (ЖуковаН.С., МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.).

Я нисколько не хочу умалить заслугу ЖуковойН.С.: я уверена, что один тщательнейший лонгитюд может действительно показать реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе. И все-таки нельзя забывать следующее: во-первых, это только один ребенок – Женя Гвоздев (1921г. рождения, хотя как раз это не так уж важно, поскольку строй нашего языка за это время не изменился); во-вторых, ребенок референциального речевого стиля. За годы, прошедшие со дня смерти ГвоздеваА.Н. (умер в 1959г.) появились новые данные, которые характеризуют усвоение языка ребенком. В наш Фонд данных детской речи (дневники, расшифрованные аудио- и видеозаписи, словари детской речи, база данных детских речевых инноваций и др.) вошел и дневник Александра Николаевича Гвоздева, введенный в компьютерную базу данных. В-третьих, ЖуковаН.С. составляла таблицу не по дневнику ГвоздеваА.Н., а по его сборнику научных трудов, в котором, естественно, отражено только то, что входило в круг научных интересов автора (в первую очередь, фонетика и морфология), и не описаны лексика и словообразование. Книга ГвоздеваА.Н. "Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка" была подготовлена к изданию гораздо позже племянницей ГвоздеваА.Н. СкобликовойЕ.С. и вышла в Куйбышеве в 1990г. тиражом 1500экз. При этом надо иметь в виду, что ГвоздевА.Н. не фиксировал понимание речи ребенком, а систематические подробные записи активного лексикона начинаются только с 1 года 8 месяцев и 14 дней – с возникновением лексического скачка в речи ребенка, когда отец-лингвист заинтересовался речью сына, верно почувствовав значение изучения детского языка для языковедения (именно так называлась первая работа Гвоздева по детской речи) – до этого момента отрывочные записи производились матерью Жени.

Поэтому период начального лексикона, когда существует значительный разрыв между пониманием речи и "говорением", изучать "по Гвоздеву" вообще нельзя. Именно в этом, вероятно, кроется причина некоторых досадных ошибок в таблице, составленной ЖуковойН.С..

Результаты анализа и систематизации материалов Фонда данных детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.

Опубликовано в журнале "Логопед" (2005, №4).

Нормы развития речи у детей таблица

ВОЗРАСТ ребенка / Область языковой компетенции

0-1 года

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-7 лет

ФОНЕТИКА ребенка в возрасте от 0 до 7 лет

Развитие восприятия:

— возникновение различных реакций ребенка на звуки иречь;

— различение интонации;

— восприятие основных фонологических противопоставлений родного языка

Развитие продуцирования:

— крик (новорожденный), гуление (1-3мес.), лепетные слоги (4-6мес.), лепетные цепи (6-8мес.), лепет с расподобленными слогами (8-12мес.);

— имитация некоторых звуков

Восприятие:

— становление фонематического слуха.

Продуцирование:

— усвоение системы гласных фонем;

— усвоение многих согласных фонем.

Лепет с интонацией предложения Фонетические ошибки:

— Слоговая элизия

— Пропуск отдельных согласных

— Добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу)

— Ассимиляция в области гласных и согласных;

— Упрощение любых стечений согласных (кластеров)

— Замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная

Метатезис

Фонетические ошибки:

— Слоговая элизия только в 4-5-сложных словах, ассимиляция в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6лет).

— Упрощение многих стечений согласных (к 3 годам упрощаются в основном только группы из щелевых согласных)

— Замена согласных, сложных для артикуляции (ц, ч ,ш,ж,щ, р,р`,л, л`).

— К 3 годам – в основном типичные замены.

Метатезис

Типичные замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (ч ,ш,ж,щ, р, р`,л, л`)

Метатезис

Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции

Метатезис

Метатезис в речи леворуких детей и амбидекстров

Словообразование у детей от 0 до 7 лет
 

К 2 (2,6) годам - первые словообразовательные инновации (существительное с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суф. притяжательности)

Овладение некоторыми словообразовательными моделями

Увеличение количества словообразовательных инноваций

Овладение различными словообразовательными моделями

Рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля

ЛЕКСИКА у детей от 0 до 7 лет

0-1 года

1-2 года

2-3 года

3-7 лет

8-9мес. - первые слова в пассивном лексиконе,

8-12мес.- первые слова в активном лексиконе.

К 1 году - 1-5 слов вактиве; 30 - 60 - в пассиве.

Разрыв между пониманием и говорением к 1году - соотношение актива и пассива 1:10/20.

Начальный лексикон

(протослова, слова языка нянь, нормативные слова, застывшие фразы).

Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1 к 10) до возникновения лексического взрыва (соотношение 1 к 4), а после лексического взрыва исчезающий (в возрасте от 1,9года до 2,6лет).

Лексико- семантическая сверхгенерализация.

Детская омонимия.

Игровые переименования.

Исчезновение слов языка нянь, протослов и застывших фраз.

Исчезновение лакуны между пассивным и активным лексиконом.

Значительный рост словаря.

Развитие лексического значения.

Лексико-семантические инновации (смотреть следующую графу).

Появление синонимов, антонимов, многозначных слов; выстраивание родо-видовых иерархий.

Количественный и качественный рост словаря:

— усвоение родо-видовых отношений,

— развитие синонимии, антонимии,

— появление абстрактных,

— существительных,

— освоение многозначности и омонимии,

— освоение фразеологизмов.

Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и другое; ассоциативные замены - смешение паронимов, антонимов и другое).

МОРФОЛОГИЯ у детей от 0 до 7 лет

0-1 года

1-2 года

2-3 года

3-5 лет

5-7 лет

Ни как не проявляется

Появление различных частей речи: существительных, глаголов, качественных прилагательных, местоимений различныхразрядов, наречий, крат. страд. причастий прош. врем., первых числительных.

К 2 годам - появление первых грамматических категорий (ГК): падеж, число сущ., время, число, лицо, родглагола.

К 2 годам - первые Формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола;

Унификация основы сущ. и глаголов:

— сохранение неподвижности ударения;

—  устранение чередований согласных;

— устранение беглых гласных;

— устранение супплетивизма;

— устранение наращений основы.

Первые инновации при усвоении формальной стороны ГК (смотреть следующую графу).

Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов)

Усвоение плана содержания следующих ГК: рода и скл. существительных (муж. и жен. рода, 1 и 2 скл.), вида глагола.

Устранение сущ. ср. рода, 3 скл.; "перевод" из одного склонение в другое; смешение одушевленных и неодушевленных существительных

Инновации при усвоении формальной стороны ГК:

— унификация основы (смотреть ранее);

— смешение окончаний существительных (им.п. мн.ч., род.п.мн.ч., тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) – экспансия флексий, смешение окончаний сущ. р.п. мн.ч. и предл. п.мн.ч.;

— образование недостающих форм числа существительных pluralia/singularia tantum;

— ошибки всловосочетаниях с числительными.

От 3 до 4 лет – рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля при усвоении формальной стороны различных ГК, связанных с унификацией основы и с неверным выбором формообразующего аффикса:

— внутрипадежное смешение окончаний сущ. разных склонений;

— ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.;

— окказ. образование родовых пар у существительных;

— окказиональное образование сравнит. степени прилагательных и наречий;

— смешение окончаний глаголов, суффиксов императива; суфикса причастий;

— окказиональное образование видовых пар глагола.

Уменьшение количества ф-обр. инноваций в речи детей. Дольше всего сохраняются в речи следующие инновации:

— унификация ударения;

— смешение окончаний род.п. мн.ч.; смешение оконч. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.;

— образование форм числа существительных pluralia/singularia tantum;

— ненормативное склонение несклоняемых и разноскл. существительных;

— образование окказ. родовых пар у сущ. общего рода, зоонимов, у сущ. м.р., обозначающих лицо по профессии;

— окказиональное образование сравнительной степени прилагательных;

— ненормативное склонение числительных;

— образование окказиональных видовых пар глагола, окказиональное образование причастий.

СИНТАКСИС у детей от 0 до 7 лет

0-1 года

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-7 лет

Ни как не проявляется

— До 1,8-2 года - голофразы;

— 1,6 -1,10- двусловные высказывания "телеграфного стиля";

— 1,8 - 2 - трех-/четырехсловные предложения с особым порядком слов;

— 1,9-2 - предложения со словами вот, это, какой (какая, какие), пусть, давай;

— К 2-2,6 годам - двух-/ -трехсловные предложения со склоняемыми и спрягаемыми словами без предлогов или с протопредлогами

— Многословные предложения: с однородными членами (без союзов с союзами и, а, или), со сравнительными оборотами (с союзом как).

— Сложные бессоюзные (со значением противопоставления).

— Сложные с прямой речью.

— Сложносочиненные (с союзами и, а, а то).

— Сложноподчиненные (с союзами какой, что, когда, где, который, потому что, чтобы, если).

— Вводные слова (наверно, конечно).

— Развитие связной речи

— Развитие диалога

— Пересказы простых сказок и рассказов (часто - в эгоцентрической речи)

— Игровые квазидиалоги

— Синтаксические ошибки (неверное употребление предлогов, неверный выбор падежа в словосочетании)

— Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в эгоцентрической речи.

— Сочинение собственных сказок и стихов (чаще всего – в эгоцентрической речи)

— Синтаксические ошибки

Метаязыковая деятельность

Ни как не проявляется

Осознание ребенком факта, что все предметы имеют названия.

Вопросы о названиях предметов, требования назвать предмет (с помощью жестов, протослов).

Избирательное отношение к предлагаемым для подражания образцам.

Исправление собственных коммуникативных неудач в общении со взрослым сцелью достижения коммуникативных целей и намерений.

2 года - появление самоисправлений в речи ребенка (в области фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса).

Детская этимология.

Около 3 лет - оценка предшествующих стадий собственного языкового развития; исправление речи взрослых и других детей.

Вопросы о значении слов

Осознание многозначности и омонимии

Языковая игра в речи ребенка

Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии

Толкование значений слов

Осознание различных языковых явлений: вопросы и рассуждения о роде и числе сущ., о произношении слов, о различных языках и другое.

Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму

Умение равняться на собеседника, учитывая возможности его восприятия речи (дети по-разному говорят со взрослыми и с маленькими детьми).

Фонетика

Слоговая элизия - сокращение количества слогов в слове: носки - ки; голова - гавá; магазин - зин/масин.

Пропуск отдельных согласных: ворона - аона (пропущены звуки в и р); мох - мо.

Добавление гласных в конце слова: стул - тюля; платок - тёка.

Ассимиляция - уподобление одного звука другому внутри слова: конфета - фафета; работа - бабота (полная ассимиляция в области согласных); бабуля - бубуля, капюшон - капасён (в области гласных).

Упрощение стечений согласных (кластеров): стол - тёй; спать - пать; мишка - мика; привет - пивет.

Типичная замена гласных: сыр - сий; гусь - гось; деда - дида.

Типичная замена согласных: рука - лука, йука; чай - тяй, сяй; шуба - сюба/суба; жук - зюк/зук; цирк - тийк; лук - йук.

Нетипичная замена (субституция) согласных и гласных: не хочу - ни фасу; горка - гонка, гулять - гиять.

Метатезис - перестановка звуков или слогов в слове: зайка - казяй; петух - типух, пакетик - капетик.

Словообразование

Словообразовательные инновации - слова, сконструированные ребенком по моделям нормативного языка: конин, братин, бельчиный дом; работливый гном, балеринье платье; нарядница и красотница, встречник, дарильщик. павлинёнок, силость, заниманье, белота, завид; украсивиться, аппетитовать сушками, вскарабкай меня туда, отожмурь глаза; одетый по-давнему, кричали по-человеческому.

Лексика

Протослова - устойчивые вокализации, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого: ки - всё интересное; ть - желание получить что-либо или требование совершить какое-либо действие; фа - горячо, опасно.

"Язык нянь"- языковая подсистема, которую речевой коллектив считает в основном пригодной для общения с маленькими детьми. Слова языка нянь делятся на: а) лепетоподобные (отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами, в основном открытыми, редупликацией): баба, деда, бай-бай, бо-бо; б) звукоподражательные (имеющие мотивированность между звучанием и значением): мяу, ням-ням, тик-так, ввв; цокающий звук - о лошадке.

Нормативные слова, чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы, с которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия: вода, каша, молоко, чай, яблоко, кукла, мяч, носки, тапки; иди, дать, сядь, спать.

"Застывшие фразы"- выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребёнок воспринимает и воспроизводит как единое целое: То там? – кто там; Отя! - вот так!; маня - мама Аня, баби - баба Ира.

Лексико-семантическая сверхгенерализация - распространение сферы использования слова: ава (собака) – все четвероногие; дяка (ягода) - яблоко, персик, слива; дай - возьми; требование сделать что-нибудь:дай бай-бай мама (дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой).

Детская омонимия - совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми - мишка, мышка, мыло; така - травка, трактор; тя - чай, ставь; мака - маленький, масло, мясо.

Игровые переименования - сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: цветок - о кожуре открытого банана; шапочка - о стаканчике, надетом на голову.

Лексико-семантические инновации - употребление слова в окказиональном значении или замена одного слова другим по ассоциации. Типы лексико-семантических инноваций:

— расширение значения слова: Выступает ансамбль - Петpова Света.

— сужение значения слова: Я не человек, я девочка.

— образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов: Дай мне деревянную булку (о сухаре); Можно заболеть карантином.

Ассоциативные замены:

— смешение паронимов: Там цыплята вылепились (вместо вылупились);

— смешение антонимов: Вчера куплю конфетку; Я завтра был у Вадика.

Морфология

Окказиональное конструирование основы глагола: вставает, скакает, прятает, сосает; нарисуть, нарисовает, целуть, кладила, сорвил, нажмала.

Унификация основы - сохранение неизменяемой основы слова:

— сохранение неподвижности ударения: нoгами, кuта, yшами, спaла, попuла;

— устранение чередования согласных: посидю, находу (нахожу), поскаку (поскачу), гладу (глажу), бежу, стережу, увиду; ухи;

— устранение беглых гласных: у львёнока, огуреца, вынь палеца из рота, на ковёре, терёшь на тёрке, выгну (выгоню) из кровати;

— устранение супплетивизма - неправильное образование формы числа существительных с частично или полностью отличающимися основами: слонёнки, котёнки, ребёнки, мышонки, поросёнки; человеки, людь;

— устранение наращений основы: с имем, без имя, нет мати (матери).

— смешение окончаний существительных: это глазы`, рóги; вилком, ложком; лампов, утятков, оленев, про гусёв, нет бусов; на береге, во рте, на грибу; экспансия флексий - употребление в определенной падежной форме одного, опредленного, "главенствующего" окончания (напр., в тв.п. ед.ч.- только ОМ, в род.мн.- ОВ); смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.:. два зайца на плечев, котята не бывают в тапочков, на кустов; образование недостающих форм числа сущ. pluralia/singularia tantum - образование формы числа сущ., в норме имеющих или только форму единственного, или только форму множественного числа: резать ножницем, колготка, какой-то дров; много капустов, много мозаиков, много дрянев; ошибки в словосочетаниях с числительными: два пеленок, три цветочков, четыре лягушек, две санки/два санка.

— устранение существительных среднего рода: большую яблочку, другую колечку, большую ведерку; другую мясу;

— «перевод» существительных из одного рода в другой: другой липучек, одна носочка, маленькую листочку;

— устранение существительных 3 склонения: такую глупостю, помазала мазем, с солем, морковка с грязей, этого лошадя;

— употребление неодушевленных существительных в качестве одушевленных: смотреть месяца, пирожка испечем; про теремка, про города, дать кубика, про овощев;

— склонение несклоняемых существительных: играть на пианине, едет на метре, за бедной кенгурой, ловить лассом;

— окказиональное образование родовых пар у сущ.: корова с коровом, медвежиха, папа крольчих, утка и ут (зоонимы); нельзя быть плаксом таким (общий род); парикмахерка, врачка, командирщица (сущ, обозначающие лицо по профессии);

— окказиональное образование сравнительной степени прилаг. и наречий: высотее, чистее, многее, хорошее, шерстянее;

— смешение окончаний глаголов: посплют, едýт, грызят;

— смешение суффиксов императива: стои, пои, искай, не смеись;

— смешение суффиксов причастий: машина сломата, нос завязат, наполнета, место не занено, расколонный;

— кказиональное образование видовых пар глагола: украшивать, украдывать, очистивать, отнасывать, расстелять, надобиться, наискать.

Синтаксис

Голофразы - однословные высказывания ребенка, по значению равные целой ситуации. Все первые слова являются голофразами: Мама - мама, требование дать что-нибудь, где мама?, мама пришла, мамина сумка и т.п.

Высказывания "телеграфного стиля" - предложения, состоящие из неизменяемых слов без предлогов: Мама бай. Папа ням-ням. Аня спать. Ника Така чу-чу (Виталик не поросенок).

Протопредлоги - гласные (обычно "а"), употребляемые на месте предлогов: а яню - про Ваню, а диян - на диван, а каитку - за калитку.

Квазидиалоги - диалоги "с самим собой" в эгоцентрической речи ("речи для себя"), в которых ребенок выступает в различных ролях.

Метаязыковая деятельность

Метаязыковая деятельность - любая деятельность ребенка, с разной степенью осознания, направленная непосредственно на языковой код, на язык как объект изучения (ЦейтлинС.Н.).

Детская этимология - звуковая модификация слова с целью придания или изменения его мотивировки: мычок - бычок, кружинка - пружинка, заучники - заочники, истуда - оттуда.

Самоисправления – детские исправления собственной речи, обычно возникающие вследствие сопоставления своего высказывания с языковой нормой: Я машину взяму… Возьму; И буду съесть… есть.

Оценка предшествующих стадий собственного языкового развития: Когда я был маленький, вместо спасибо говорил та-та.

Исправление чужой речи: Что это за слово такое - бассэйн? Надо говорить: бас-сейн.

Вопросы о значении слов: Барчонок - это дитя Багиры? Скидка для детей - там детей скидывают?

Осознание многозначности и омонимии: Ушко у иголочки, как у Лизы; Я - это буква. И я - это человек.

Языковая игра в речи ребенка: Мама: Упала температура. - Ребенок: Упала в лужу (улыбается); У норки есть норка.

Собственные этимологии слов: Котенок ка-тает. Катает, потому что котенок; Икарус - от Икара.

Толкование значений слов: Девичник - дерево вишнёвое; Питомец - ребенок змеи.

Осознание различных языковых явлений: Нож - мальчик, вилка - девочка; Кефир и зефир - похожие слова.

_______________

Источник информации:

АВТОР: Елисеева Марина Борисовна "Речевой онтогенез: взгляд лингвиста" - опубликована: «Логопед». 2005, №4, с.18-28.

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная   |    Политика конфиденциальности   |   Обратная связь

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te