Классификация афазий (Таблица)
Справочная таблица содержит классификацию афазий их области поражения, факторы, центральный симптом, клиническую картину и клинико-психологические характеристики.
Таблица классификация афазий и области поражения
Область поражения |
Центральный механизм (фактор) |
Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом) |
Клиническая картина |
Клинико-психологическая характеристика |
Сенсорная афазия |
||||
Задняя треть верхней височной извилины левого полушария (41, 42, 22). Данные поля имеют тесные связи с нижними отделами премоторной области (44, 46, 10). |
Нарушение акустического анализа и синтеза звуков речи, проявляющееся в нарушении фонематического слуха. Нарушение различения звуков. |
Нарушение понимания речи по типу отчуждения смысла слов; нарушение понимания обращённой речи (импрессивной речи). |
— Трудности дифференциации фонем (оппозиционных и дизъюнктивных), но в первую очередь оппозиционных! — Трудности самостоятельного правильного произнесения фонем — Множество литеральных парафазий в самой речи-Речь по типу «словесного салата» с относительной сохранностью в произнесении упроченных стереотипов — Нарушение экспрессивной речи — Нарушение повтора слов и называния предметов (вследствие акустического дефекта) — В грубых случаях трудности понимания обращённой речи не зависят от сенсибилизации условий — Есть вторичные дефекты навыков чтения и письма вследствие нарушений операций звукового анализа и синтеза (парадигматические нарушения) |
— Нарушение воспроизведения ритмов и ритмических структур — Трудности операций устного счёта — Нарушения функций памяти и внимания по модально-специфическому типу — Сохранны: слуховой, зрительный, зрительно-пространственный, кинестетический и тактильный анализаторы. — Сохранно восприятие интонационно-мелодической стороны высказывания (общий контекст высказывания доступен для понимания). |
Акустико-мнестическая афазия |
||||
Средние отделы коры левой височной области, расположенные вне ядерной области слухового анализатора (верхние отделы 21 и частично 37). Эта область имеет тесные связи со слуховым и зрительным анализаторами и медиобазальными отделами височной коры. |
Нарушение слухоречевой памяти и зрительных предметных образов представлений. |
Нарушение понимания речи, приводящее к вторичным расстройствам устной спонтанной речи. |
— Вербальные парафазии — Номинативные нарушения — Нарушения понимания речи и не грубо выраженный симптом отчуждения значения слов, засчёт сужения объёма акустического восприятия — Негрубые нарушения устной речи — Повышенная тормозимость следов памяти — Парадигматические нарушения речи Все нарушения носят модально специфический характер |
— Нарушение слухоречевой памяти — Дефекты оценки и воспроизведения ритмов — Нарушения внимания по модально специфическому типу при сохранности анализаторных систем — Сохранны: фонематический слух и артикуляторные функции; — Интонационно-мелодическая сторона высказывания; — Навыки чтения/письма. |
Оптико-мнестическая афазия |
||||
Задние нижние отделы височной области левого полушария (нижние отделы 21 и 37 полей на конвекситальной поверхности и нижние отделы 20 поля на конвекситальной и базальной поверхности). |
Дефект оптического восприятия предмета в связи с трудностями выделения существенных признаков предмета вследствие слабости зрительных представлений. |
Трудности называния предметов |
— Поиск номинаций — Опора на функциональное описание предмета — Негрубые нарушения устной речи (паузы, спотыкания) — В речи встречаются вербальные парафазии — Трудности изображения предметов (невозможность выделить существенные признаки) — Расстройства парадигматических аспектов речи |
— Возможны дефекты памяти и внимания по модально-специфическому типу Сохранны: — Функции зрительного и зрительно-пространственного, кинестетического и тактильного анализаторов; — Фонематический слух и артикуляция; — Восприятие и опора на интонационно-мелодическую сторону высказывания; — Спонтанная речь. |
Афферентно-моторная афазия |
||||
Нижнетеменные отделы (нижние отделы потцентральной области; 40 поле, примыкающее к 42 и 22). Данная область имеет тесные связи с височными зонами коры). |
Нарушение кинестетических ощущений, обусловливающих дефекты выполнения тонких артикуляторных движений. |
Нарушение правильного произнесения звуков, их замена → нарушение правильного произнесения слов. |
— Трудности дифференциации артикулем — Дефекты артикулирования звуков — Нарушение устной экспрессивной речи — Превалирование литеральных парафазий (вербальных парафазий нет) — Трудности восприятия слов (первичного симптома отчуждения смысла слов нет). |
— Дефекты кинестетического праксиса — Возможны симптомы нарушения пространственной ораганизации — Затруднён оральный праксис (тонкие артикуляторные движения языка; неспособность правильно поставить язык) — Вторичные нарушения счёта и дефекты образной сферы Сохранны: — Слуховой, двигательный и зрительный анализаторы; — Восприятие интонационно-мелодической стороны речи и непроизвольный уровень организации высказывания. |
Область поражения |
Центральный механизм (фактор) |
Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом) |
Клиническая картина |
Клинико-психологическая характеристика |
Эфферентно-моторная афазия |
||||
Нижние отделы коры премоторной области (44 и частично 45 поле) ‒ задняя часть 3 лобной извилины. Эти поля имеют тесные связи с височными отделами коры. |
Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций → нарушения переключений с одного артикуляторного движения на другое. |
Персеверации в речевой и двигательной системах. |
— Грубое нарушение в устной экспрессивной речи — Речевые стереотипы (персеверации речи) — Нарушение плавности речи при относительной сохранности автоматизированных речевых навыков — Присутствие эмбол в речи — Трудности включения в активную речь — Нарушения просодики речи (интонационно-выразительной окраски речи) — Наличие аграмматизмов в речи — Вторичные расстройства чтения и письма — Нарушение синтогматики. |
— Нарушение кинетического праксиса, в том числе по типу персевераций (навязчивого повторения) — Нарушение координации движений Сохранны: — Анализатор. системы (висок, темя, затылок); — Конструктивная деятельность, оральный праксис; — Понимание обращённой речи при относительной сохранности непроизвольной речи. |
Семантическая афазия |
||||
Зона ТРО на границе височных, теменных и затылочных областей. Третичные области коры 39, 40, часть 37 и 19 полей. |
— Дефекты симультанного анализа и синтеза информации — Нарушения пространственного восприятия. |
Нарушение понимания логико-грамматических конструкций |
Нарушение понимания конструкций, отражающих: I. Флективные отношения. — Три вида грамматических конструкций флексий: 1. афлективные конструкции (в которых нет окончаний) 2. флективные конструкции (творительный падеж («покажите ручкой ключ»)) 3. инвертированные конструкции («покажите ключ ручкой») — конструкции сравнения (больше\меньше) — конструкции по типу двойного отрицания — конструкции родительного падежа — Кроме того ‒ трудности в осмыслении синонимов, омонимов II. Инвертированные конструкции. — нарушения пространственного симультанного анализа, смыслового строения речи — затруднения номинативной функции речи (подсказка работает) — парадигматические нарушения речи -Сохранна: отражённая речь (может повторить). |
— Дефекты пространственного фактора и трудности ориентации в пространстве — Нарушения операций устного счёта — Нарушения конструктивного рпаксиса; праксиса позы — Возможны дефекты схемы тела — Нарушения наглядно-образного мышления Сохранны: — Слуховой, зрит. и тактильн. анализаторы; — Доступно понимание речи и восприятие интонационно-смыслового аспекта речи. |
Область поражения |
Центральный механизм (фактор) |
Центральный симптом (первичный нейропсихологический симптом) |
Клиническая картина |
Клинико-психологическая характеристика |
Динамическая афазия |
||||
Премоторная область, примыкающая к зоне Брока спереди с сверху (9, 10, 46 поля). |
Дефект активного программирования высказывания, протекающего во внутренней речи в звене переструкткрирования высказывания. |
Нарушение продуктивной активной речи (трудности активного высказывания) |
— Трудности самостоятельного развёртывания речевого высказывания — Наличие малопродуктивной, стереотипной речи — Вречи превалируют шаблоны — Трудности составления сукцессивного высказывания — Нарушения просодики (интонации) речи — Лёгкая дисфункция лексико-грамматического структурирования — Нарушение синтогматики |
— Нейродинамические расстройства — Нарушения функций памяти\внимания Сохранны: — Все «задние» анализаторы; — Сенсорные и моторные компоненты речи; — Чтение\письмо доступно |
Передний аграмматизм |
||||
Как при динамической афазии |
Дефекты грамматического структурирования |
Трудности грамматического оформления речевого высказывания |
— Аграмматизмы в речи (по типу сокращения числа синтаксических моделей предложений) — Трудности словообразования, использования флексий и т.п. — Нарушения активной речи, просодики речи — Патологическая инертность в грамматических операциях — Стереотипность и шаблонность речи — Ошибки программирования развёрнутого высказывания (не грубые) — Синтагматические нарушения — Дефекты письма\чтения |
Как при динамической афазии + сохранность формирования единого связного текста. |
Смешанная афазия |
||||
Она встречается чаще всего. Чаще это комбинации сенсорных и акустико-мнестических афазий, переднего аграмматизма и динамических. |