Виды социальных ситуаций психология (Таблица)

Таблица содержит основные виды социальных ситуаций (жизненных): актуальная ситуация (АС), воспринимаемая ситуация (ВС), ситуационный тип (СТ), жизненная ситуация (ЖС), экстремальная ситуация (ЭС), ситуация риска (СР), кризисная ситуация (КС), критическая ситуация , ситуация воздействия (СВ), трудная жизненная ситуация (ТЖС).

Таблица виды ситуаций

Виды ситуаций

Критерии ситуаций

Характеристика видов

Автор и источник

Актуальная ситуация (АС)

Стимулы — это звуки, которые функционируют для участника как сигналы сами по себе.

Ситуационные события — специфические части общей ситуации, которые могут быть определены в терминах причины и результата.

АС — часть целостного окружения, кот доступна сенсорному восприятию в определенный промежуток времени.

Физические и биологические свойства пространства дополняются социокультурными факторами, что обеспечивает целостное определение АС.

Автор: Д. Магнуссон

Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций"

Воспринимаемая ситуация (ВС)

Типы ситуационных факторов, образующих 2 уровня анализа ВС:

— Внутренние ситуационные факторы – непрерывный поток ситуационных стимулов, интерпретируемых индивидом.

— Общие ситуационные факторы – воспринимаемые и интерпретируемые рамки, направляющие отбор и интерпретацию специфичных стимулов и событий субъектом, и его ожидания относительно возможного выбора действий.

ВС — определяется как актуальная ситуация как она конструируется и репрезентируется в сознании участника.

Зависит от интерпретации каждого из участников.

Н-р, современная работа по образовательному процессу для понимания того, что происходит в школьном классе.

Автор: Д. Магнуссон

Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций"

Ситуационный тип (СТ)

 

СТ — общий класс особого вида актуальных и/или воспринимаемых ситуаций, без спецификации времени и места, в противоположность переходящим, кратковременным.

Например, СТ, соответствующий кратковременной ситуации»быть в парикмахерской у Джо в 8:30 29 июня», будет «парикмахерская».

Автор: Д. Магнуссон

Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций"

Жизненная ситуация (ЖС)

Левин выделял две стороны жизненной ситуации:

— образуется реальными условиями, в которых живет человек;

— его собственные переживания и оценка этих условий

ЖС — это фрагмент среды как внешних (объективных) обстоятельств жизненного пути в определенный момент времени.

На разных уровнях ЖС индивида в его собственной интерпретации образует референтную рамку, определяющую его выбор среды, организаций и ситуаций и его интерпретацию кратковременных ситуаций и того, что в них происходит.

Автор 1: Коржова Е.Ю.

Источник 1: Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. "Психология жизненных ситуаций"

Автор 2: Д. Магнуссон

Источник 2: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций"

Экстремальная ситуация (ЭС)

Степень экстремальности

ЭС — ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.

По степени экстремальности, различают ситуации:

— нормальные — обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требующие обычной активности и завершающиеся, как правило, благополучным результатом. В сущности у таких ситуаций нет признаков экстремальности и они не относятся к экстремальным;

— параэкстремальные — близкие к экстремальным ситуации, способные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение;

Общая характеристика экстремальных ситуаций:

— экстремальные — характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Вероятность снижения успеха, срыва действий, наступления нежелательных последствий здесь весьма велика;

— гиперэкстремальные — вызывающие внутренние нагрузки, зачастую превышающие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обычное поведение и действия, приводящие зачастую к опасным последствиям.

Автор: СтоляренкоА.М.

Источник: Столяренко А.М. "Экстремальная психопедагогика"

Ситуация риска (СР)

— Преднамеренность

— Объективность – субъективность

— Реальность – мнимость

— Мотивированность

— Оправданность

— Приемлемость

М.А. Рогов приводит следующую классификацию рисков:

— по природе источника;

— по изучаемым аспектам объекта;

— по отношению источника к объекту– по структуре субъекта;

— по оценке масштабов последствий;

— по возможности обнаружения;

— по возможности прогноза;

— по возможностям управления;

— по связи с другими рисками.

СР — ситуация, когда существует возможность количественно или качественно оценить степень вероятности того или иного вариантов. (АльгинА.П.)

СР — разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено.

СР появляется только тогда, когда в опасной или неопределенной ситуации появляется действующий субъект и когда он принимает решение действовать в этой ситуации, понимая, исходя из прежнего опыта (прецедента), что его может ожидать не только успех, но и неудача. (СолнцеваГ.Н.)

Характеристики:

1. они существуют в течение относительно долгого периода времени;

2. значение этих ситуаций и их воздействие сильно усиливаются более широким социальным и институциональным контекстом, в котором они имеют место;

3. адаптивные требования этих ситуаций сложны, возникают в течение длительного периода и требуют соединения имений. Связанных с задачей и навыков межличностных отношений.

Автор 1: Р. Прайс

Источник 1: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций"

Автор 2: Альгин А.П. Солнцева Г.Н. Рогов М.А.

Источник 2: Е.П. Ильин "Психология риска"

Кризисная ситуация (КС)

Степень оставляемой кризисной ситуацией возможности реализации внутренней необходимости жизни.

КС — ситуации, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств.

Выделяются два типа КС:

— обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле

— обусловлены травмирующими событиями жизней.

ВасилюкФ.Е. выделяет два рода КС, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни.

— Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни.

— Ситуация второго рода, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я

Характеристика:

КС выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него — это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь на данном отрезке времени как бы со стороны, то есть привычная жизнь представляется перед ним под иным углом зрения и происходит оценка сложившихся обстоятельств.

Автор: Овчарова Р.В.

Источник 1: Овчарова Р.В. "Практическая психология образования"

Источник 2: Василюк Ф.Е. "Психология переживания"

Критическая ситуация

— Внешние и внутренние условия

— тип активности

— специфическая жизненная необходимость

Критическая ситуация — ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)

Существуют 4 ключевых понятия, которыми в психологии описываются критические жизненные ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и кризис.

Стресс — неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома.

Фрустрация - наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды (материальной или психологической), препятствующей этому достижению.

Конфликт — это трудно разрешимое в рамках прежних представлений и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью внешних и внутренних факторов и связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер.

Кризис — критическая ситуация, возникающая перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, где воля оказывается бессильной в реализации жизненного смысла.

Автор: Ф.Е. Василюк

Источник: К. Сельчёнок, А. Тарас "Психология экстремальных ситуаций"

Ситуация воздействия (СВ)

1. Другие люди:

— другие индивиды

— группы

— ситуации коллективного воздействия

2.Культуральные продукты – продукты человеческого взаимодействия в настоящем и прошлом:

— материальная культура

— нематериальная культура

СВ — это общий термин для факторов, которые в данный момент являются внешними для индивида.

Другие индивиды как стимулы друг для друга представлены в межличностных отношениях.

Как стимульная ситуация, группа имеет структурные свойства – схемы статусных и ролевых отношений. Группы представлены в внутригрупповых и межгрупповых отношениях.

Коллективное взаимодействие — представлено изменяющимися или критическими ситуациями, которые не могут быть идентифицированы с внутригрупповыми или межгрупповыми отношениями в более стабильные периоды.

Компоненты материальная культуры (продуктов человеческого взаимодействия) — являются СВ и некоторые из оценочных шкал индивида могут быть изучены в связи с ними.

Компоненты материальной культуры могут иметь как конкретную перцептивную форму, так и абстрактную.

Автор: М.Шериф

Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций"

Трудная жизненная ситуация (ТЖС)

Степень нарушения привычного образа жизни и возможность приспособления к этим изменениям.

ТЖС —  такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни.

Характеристика:

— нарушение устойчивости привычного образа жизни

— возникновение необходимости изменений

Не просто нарушаются привычные отношения человека с миром, но становится невозможно приспособиться к этим изменениям без серьезной работы во внешнем или во внутреннем мире.

Автор: Н.Г. Осухова

Источник: Осухова Н.Г. "Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие"

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te