Виды социальных ситуаций психология (Таблица)
Таблица содержит основные виды социальных ситуаций (жизненных): актуальная ситуация (АС), воспринимаемая ситуация (ВС), ситуационный тип (СТ), жизненная ситуация (ЖС), экстремальная ситуация (ЭС), ситуация риска (СР), кризисная ситуация (КС), критическая ситуация , ситуация воздействия (СВ), трудная жизненная ситуация (ТЖС).
Таблица виды ситуаций
Виды ситуаций |
Критерии ситуаций |
Характеристика видов |
Автор и источник |
Актуальная ситуация (АС) |
Стимулы — это звуки, которые функционируют для участника как сигналы сами по себе. Ситуационные события — специфические части общей ситуации, которые могут быть определены в терминах причины и результата. |
АС — часть целостного окружения, кот доступна сенсорному восприятию в определенный промежуток времени. Физические и биологические свойства пространства дополняются социокультурными факторами, что обеспечивает целостное определение АС. |
Автор: Д. Магнуссон Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций" |
Воспринимаемая ситуация (ВС) |
Типы ситуационных факторов, образующих 2 уровня анализа ВС: — Внутренние ситуационные факторы – непрерывный поток ситуационных стимулов, интерпретируемых индивидом. — Общие ситуационные факторы – воспринимаемые и интерпретируемые рамки, направляющие отбор и интерпретацию специфичных стимулов и событий субъектом, и его ожидания относительно возможного выбора действий. |
ВС — определяется как актуальная ситуация как она конструируется и репрезентируется в сознании участника. Зависит от интерпретации каждого из участников. Н-р, современная работа по образовательному процессу для понимания того, что происходит в школьном классе. |
Автор: Д. Магнуссон Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций" |
Ситуационный тип (СТ) |
СТ — общий класс особого вида актуальных и/или воспринимаемых ситуаций, без спецификации времени и места, в противоположность переходящим, кратковременным. Например, СТ, соответствующий кратковременной ситуации»быть в парикмахерской у Джо в 8:30 29 июня», будет «парикмахерская». |
Автор: Д. Магнуссон Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций" |
|
Жизненная ситуация (ЖС) |
Левин выделял две стороны жизненной ситуации: — образуется реальными условиями, в которых живет человек; — его собственные переживания и оценка этих условий |
ЖС — это фрагмент среды как внешних (объективных) обстоятельств жизненного пути в определенный момент времени. На разных уровнях ЖС индивида в его собственной интерпретации образует референтную рамку, определяющую его выбор среды, организаций и ситуаций и его интерпретацию кратковременных ситуаций и того, что в них происходит. |
Автор 1: Коржова Е.Ю. Источник 1: Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. "Психология жизненных ситуаций" Автор 2: Д. Магнуссон Источник 2: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций" |
Экстремальная ситуация (ЭС) |
Степень экстремальности |
ЭС — ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности. По степени экстремальности, различают ситуации: — нормальные — обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требующие обычной активности и завершающиеся, как правило, благополучным результатом. В сущности у таких ситуаций нет признаков экстремальности и они не относятся к экстремальным; — параэкстремальные — близкие к экстремальным ситуации, способные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение; Общая характеристика экстремальных ситуаций: — экстремальные — характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Вероятность снижения успеха, срыва действий, наступления нежелательных последствий здесь весьма велика; — гиперэкстремальные — вызывающие внутренние нагрузки, зачастую превышающие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обычное поведение и действия, приводящие зачастую к опасным последствиям. |
Автор: СтоляренкоА.М. Источник: Столяренко А.М. "Экстремальная психопедагогика" |
Ситуация риска (СР) |
— Преднамеренность — Объективность – субъективность — Реальность – мнимость — Мотивированность — Оправданность — Приемлемость М.А. Рогов приводит следующую классификацию рисков: — по природе источника; — по изучаемым аспектам объекта; — по отношению источника к объекту– по структуре субъекта; — по оценке масштабов последствий; — по возможности обнаружения; — по возможности прогноза; — по возможностям управления; — по связи с другими рисками. |
СР — ситуация, когда существует возможность количественно или качественно оценить степень вероятности того или иного вариантов. (АльгинА.П.) СР — разновидность ситуации неопределенности, когда наступление событий вероятно и может быть определено. СР появляется только тогда, когда в опасной или неопределенной ситуации появляется действующий субъект и когда он принимает решение действовать в этой ситуации, понимая, исходя из прежнего опыта (прецедента), что его может ожидать не только успех, но и неудача. (СолнцеваГ.Н.) Характеристики: 1. они существуют в течение относительно долгого периода времени; 2. значение этих ситуаций и их воздействие сильно усиливаются более широким социальным и институциональным контекстом, в котором они имеют место; 3. адаптивные требования этих ситуаций сложны, возникают в течение длительного периода и требуют соединения имений. Связанных с задачей и навыков межличностных отношений. |
Автор 1: Р. Прайс Источник 1: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций" Автор 2: Альгин А.П. Солнцева Г.Н. Рогов М.А. Источник 2: Е.П. Ильин "Психология риска" |
Кризисная ситуация (КС) |
Степень оставляемой кризисной ситуацией возможности реализации внутренней необходимости жизни. |
КС — ситуации, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа КС: — обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле — обусловлены травмирующими событиями жизней. ВасилюкФ.Е. выделяет два рода КС, различающихся по степени оставляемой ими возможности реализации внутренней необходимости жизни. — Кризис первого рода может серьезно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, однако при нем все еще сохраняется возможность восстановления прерванного кризисом хода жизни. — Ситуация второго рода, делает реализацию жизненного замысла невозможной. Результат переживания этой невозможности - метаморфоза личности, перерождение ее, принятие нового замысла жизни, новых ценностей, новой жизненной стратегии, нового образа-Я Характеристика: КС выбивают человека из привычной жизненной колеи. С одной стороны для него — это стресс и нестабильность, с другой стороны человеку дается возможность посмотреть на свою жизнь на данном отрезке времени как бы со стороны, то есть привычная жизнь представляется перед ним под иным углом зрения и происходит оценка сложившихся обстоятельств. |
Автор: Овчарова Р.В. Источник 1: Овчарова Р.В. "Практическая психология образования" Источник 2: Василюк Ф.Е. "Психология переживания" |
Критическая ситуация |
— Внешние и внутренние условия — тип активности — специфическая жизненная необходимость |
Критическая ситуация — ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.) Существуют 4 ключевых понятия, которыми в психологии описываются критические жизненные ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Стресс — неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома. Фрустрация - наличие сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды (материальной или психологической), препятствующей этому достижению. Конфликт — это трудно разрешимое в рамках прежних представлений и поведения субъекта противоречие, вызванное совокупностью внешних и внутренних факторов и связанное с сильными переживаниями, эмоциями, носящими, как правило, негативный характер. Кризис — критическая ситуация, возникающая перед лицом событий, охватывающих важнейшие жизненные отношения человека, где воля оказывается бессильной в реализации жизненного смысла. |
Автор: Ф.Е. Василюк Источник: К. Сельчёнок, А. Тарас "Психология экстремальных ситуаций" |
Ситуация воздействия (СВ) |
1. Другие люди: — другие индивиды — группы — ситуации коллективного воздействия 2.Культуральные продукты – продукты человеческого взаимодействия в настоящем и прошлом: — материальная культура — нематериальная культура |
СВ — это общий термин для факторов, которые в данный момент являются внешними для индивида. Другие индивиды как стимулы друг для друга представлены в межличностных отношениях. Как стимульная ситуация, группа имеет структурные свойства – схемы статусных и ролевых отношений. Группы представлены в внутригрупповых и межгрупповых отношениях. Коллективное взаимодействие — представлено изменяющимися или критическими ситуациями, которые не могут быть идентифицированы с внутригрупповыми или межгрупповыми отношениями в более стабильные периоды. Компоненты материальная культуры (продуктов человеческого взаимодействия) — являются СВ и некоторые из оценочных шкал индивида могут быть изучены в связи с ними. Компоненты материальной культуры могут иметь как конкретную перцептивную форму, так и абстрактную. |
Автор: М.Шериф Источник: Н.В. Гришина "Психология социальных ситуаций" |
Трудная жизненная ситуация (ТЖС) |
Степень нарушения привычного образа жизни и возможность приспособления к этим изменениям. |
ТЖС — такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов деятельности (поведения), выработанных в предыдущие периоды жизни. Характеристика: — нарушение устойчивости привычного образа жизни — возникновение необходимости изменений Не просто нарушаются привычные отношения человека с миром, но становится невозможно приспособиться к этим изменениям без серьезной работы во внешнем или во внутреннем мире. |
Автор: Н.Г. Осухова Источник: Осухова Н.Г. "Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учебное пособие" |