Классификации речевых нарушений (Таблица)

Таблица содержит классификацию речевых нарушений таких как дисфония (афония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, дислексия и дисграфия. Описаны причины речевых нарушений, их диагностика и рекомендации по коррекции речи.

Таблица классификации речевых нарушений

Речевые нарушения

Причины нарушений

Диагностика

Коррекция нарушения речи

Дисфония (афония)

Заболевание гортани; заболевание глотки; заболевание языка и полости рта; простудные заболевания; расстройства психогенного типа, перенапряжение голоса, воспалённые голосовые связки, дым от сигарет, загрязнённый воздух или резкий запах, черепно-мозговые травмы.

Анализ жалоб и анамнеза заболевания (наличие охриплости, характер говорения, длительность присутствия симптомов дисфонии, наличие заболеваний щитовидной железы или операций на гортани в анамнезе, и др.).

Общий осмотр.

Оценка голоса на слух (тембр, дикция, артикуляция и др.) соотношение фонации с возрастом и полом пациента (возможно проведение нагрузочных тестов, например, чтение вслух в течение нескольких минут. Такие тесты проводятся с целью определения изменений голоса после голосо-речевой нагрузки).

Акустический анализ голоса и компьютерный анализ голоса – исследование различных звуковых характеристик голоса (тембр, звучность, диапазон, дрожание и другие).

Психологическое тестирование с целью выявления возможных психо-эмоциальных расстройств, невротических, депрессивных и другие состояний.

Микроларингоскопия – инструментальный метод осмотра голосового аппарата, который позволяет определить изменение формы голосовой щели, строения складок голосового аппарата (их истончение) амплитуда и частота колебания голосовых складок, степень их смыкания.

Видеостробоскопия (метод исследования подвижности голосовых связок с помощью прерывистого света с возможностью видео-наблюдения).

При необходимости назначают лучевую диагностику гортани (рентген, компьютерная томография) для исключения органической патологии.

Возможна также консультация фониатра, логопеда, терапевта.

— Консультация эндокринолога, гастроэнтеролога, невролога, психиатра и других специалистов для выявления причины функциональной дисфонии;

— лечение основного заболевания (например, дисфункции щитовидной железы, если дисфония вызвана гормональными отклонениями);

— прием препаратов, улучшающих микроциркуляцию голосовых связок;

— фонопедия — комплекс специальных упражнений, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани;

— дыхательную гимнастику;

— физиотерапия (например, электростимуляцию мышц шеи);  

— иглорефлексотерапия;

— массаж воротниковой зоны (например, при спастической дисфонии).

Брадилалия

Наследственность, следствие перинатального поражения ЦНС, общей астенизации, перенесенных интоксикаций и тому подобное

Комплексное медицинское и психолого-педагогическое обследование, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром.

Подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников.

В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.

Оценка строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи, выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.

Проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы.

Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения.

С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.

Логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение. 

Тахилалия 

Возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или неправильных приемов воспитания детской речи.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

Может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза и др.

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и другое).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической). При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества. Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Заикание

Наследственная отягощенность; заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия; внутриутробные, родовые травмы; переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Консультация не только невролога, но и логопеда.

Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику. 

Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику.

Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки.

Дислалия

Органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей).

Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата. Общую физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция, способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Выяснение особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации).

Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала.

Консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. 

Устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения).

Развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж).

Развитие фонематических процессов.

Формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Постановка изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциация звуков (при их смешении).

Формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Ринолалия

Врожденная. Заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы.

Приобретенная. Возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Обследование  отоларингологом, стоматологом-хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом.

Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и другие.

Оценка строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. 

Устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и прочее.

Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. 

Дизартрия

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет).

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. 

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и другое.

Логопедическое обследование (оценка речевых и неречевых нарушений, изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания.).

Исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. Даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом.

Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и другим.

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Алалия

В антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сердечная или легочная недостаточность).

Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

Энцефалиты, менингиты, ЧМТ, соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). 

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга.

Нейропсихологическое обследование ребенка с алалией включает диагностику слухоречевой памяти.

Логопедическое обследование при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка.

Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. 

Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и так далее) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и другое).

При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

При моторной алалии у ребенка стимулируется речевая активность; ведется работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речью, грамматическим оформлением высказывания; развитием связной речи, звукопроизношением. В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Афазия

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. 

Сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. 

Черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи(списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).

Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводитдиагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления.

Восстановление речевой функции на логопедических занятиях. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

Дислексия

Перинатальное повреждение головного мозга может носить гипоксический характер (при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердцаплода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, преждевременной отслойке плаценты, затяжных родах, асфиксии в родах и т. д.).

Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных. Причинами инфекционного поражения головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут выступать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.

Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.  

Черепно-мозговая травма, нейроинфекции, цепочка детских инфекций (краснуха, корь, ветряная оспа, полиомиелит и др.), истощающие заболевания. 

Логопедическое обследование при дислексии складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов.

На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

Диагностика устной речи при дислексии включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи. 

Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо.

При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.

Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

Работа над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами. 

Коррекция дефектов звукопроизношения, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.

Развитие слухоречевой и речезрительной памяти. 

Ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Дисграфия

В основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.

Недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. 

Консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа).

Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом. Изучение и анализ письменных работ.  Внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и так далее.

Оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи. 

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и тому подобное.

Восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи. 

Развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.

Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

Курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).



1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

comments powered by HyperComments
Подписываемся на обновления!  
 vk ok tw

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта   |   Заказать работу 

infotables.ru © 2014 - 2019. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

Яндекс.Метрика

 вконтакте   однокласники   tw