Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)
Справочная таблица содержит основные возрастные периоды развития человека их признаки, социальную ситуацию развития, характеристику ведущей деятельности, кризисные проявления возраста, развитие в познавательной, эмоциональной и мотивационной сферах, и особенности поведения жизнедеятельности.
Признаки возрастного периода |
Социальная ситуация развития |
Характеристика ведущей деятельности |
Кризисные проявления |
Основные новообразования |
Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития |
Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности. |
Период новорожденности (1-2 месяца) |
||||||
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни. |
Полная биологическая зависимость от матери. |
— |
Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе. |
Комплекс оживления |
Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» . |
Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью. |
Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года) |
||||||
Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца. |
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ” |
Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми. |
Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания. |
Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание) |
Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна. |
Действия с предметами. |
Период раннего детства (1—3 года) |
||||||
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно. |
Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК - ПРЕДМЕТ - ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей. |
Предметно-манипулятивная деятельность. |
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания. |
Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом. |
«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка. |
Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей. |
Период дошкольного возраста (3—7 лет) |
||||||
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности. |
Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Имитация мира челов. отношений. |
Сюжетно-ролевая игра. |
Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость». |
Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество. |
Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода - переход к словестному мышлению. |
Игра. |
Младший школьный возраст (7—11 лет) |
||||||
Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей. |
Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника. |
Учебная деятельность. |
"Я сам" в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм. |
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности. |
Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. |
«Школьная жизнь». Учеба. |
Период подросткового возраста (11—15 лет) |
||||||
Переход от детства к взрослости. Половое созревание. |
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование. |
Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности. |
Становление человека как субъекта собственного развития. |
Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст). |
Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками. |
Стремление подростка занять положение в группе свертсников. |
Старший школьный возраст или ранняя юность (15—17 лет) |
||||||
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности. |
Первоначальный выбор жизненного пути. |
Учебно-профессиональная деятельность. |
Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. |
Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность. |
Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего. |
Учебно-проф. деятельность. |
Период юнности (от 17 до 20 лет) |
||||||
Первый период взрослой, самостоятельной жизни. |
Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома. |
Учебная, служба в армии или поиск работы. |
- |
Окончательное самоопределение. |
Реализация жизн. планов или поиск себя. |
Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии. |
Период молодости (от 20 до 30 лет) |
||||||
Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы. |
Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией. |
Труд. |
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я. |
Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей. |
Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» - образ. |
Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни. |
Период зрелости (от 30 до 60—70 лет) |
||||||
Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение. |
Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми. |
Труд. Творческий труд. |
Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения. |
Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения. |
Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти. |
Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям. |
Поздняя зрелость или старость (после 60—70 лет) |
||||||
Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла. |
Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе |
Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел |
Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни. |
Принятие своей жизни. Жизненная мудрость. Счастливая старость. Интегрированность, цельность. |
Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций. Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости. |
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида. |