Технология организации логопедического обследования их этапы (Таблица Грибовой ОЕ)
Справочная таблица составлена по методическому пособию ГрибовойО.Е. "Технология организации логопедического обследования"; состоит из пяти этапов, их целей и структуры обследования дошкольников.
Таблица технология организации логопедического обследования
Этапы обследования |
Цели и задачи обследования |
Структура логопедического обследования |
1. Ориентировочный этап |
— Cбор анамнестических данных; — выяснение запроса родителей; — выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка. |
— Изучение медицинской и педагогической документации. К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы, заключения о результатах ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ и другие. К педагогической документации относятся хар-ки на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального педагога, логопеда и др. К ней же можно отнести школьный дневник, в котором отмечаются результаты текущей, промежуточной и итоговой успеваемости ребенка. — Изучение работ ребенка. К данному виду документации можно отнести рисунки, школьные тетради и дневник. — Беседа с родителями. Беседу предпочтительно проводить непосредственно с родителями (матерью и/или отцом) или лицами, их заменяющими в соответствии с законодательством. |
2. Диагностический этап |
Выяснить: — какие языковые средства сформированы к моменту обследования; — какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; — характер несформированности языковых средств. Рассмотреть: — в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме); — какие факторы влияют на проявления речевого дефекта. |
— Установление контакта с ребенком — Обследование речи: — связная речь; — словарный запас; — грамматический строй речи; — звукопроизношение; — слоговая структура слова; — строение артикуляционного аппарата; — фонематическое восприятие; — письменная речь (у младших школьников); — процесс чтения (у младших школьников); — устная речь по показаниям (у младших школьников); — психические процессы, оптико-пространственные представления, графомоторные навыки по показаниям (у младших школьников); |
3. Аналитический этап |
Интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты. |
— Паспортная часть; — анамнестические данные; — данные о физическом и психическом здоровье ребенка; — раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму; — специальное место для записи логопедического заключения. |
4. Прогностический этап |
Определение прогноза дальнейшего развития ребенка, выяснение основных направлений коррекционной работы с ним, решение вопроса о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. |
— Самостоятельные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. — Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы). — Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. — Занятия со специалистами в домашних условиях. — Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов. — Занятия в условиях стационарного лечения, санатория, группы круглосуточного пребывания, школы-интерната и тому пподобное |
5. Этап информирование родителей |
Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними. |
Беседа с родителями в отсутствии ребенка |
Источник: Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие