Формы нарушений зрения их причины признаки и коррекция (Таблица)
Справочная таблица содержит основные формы нарушений зрения их причины возникновения, возможные жалобы, трудности зрительного восприятия, требования к рабочей поверхности и наглядному материалу, и коррекция нарушений зрения. К основным формам относят близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм, амблиопия, нистагм и косоглазие.
Таблица основные формы нарушений зрения
Характеристика, признаки |
Формы нарушений зрения, зрительные патологии |
||
БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) |
ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) |
АСТИГМАТИЗМ |
|
Причины возникновения |
Кроме наследственности и интенсивных школьных нагрузок на ухудшение зрения влияют и другие факторы: плохое освещение рабочего места и неправильное положение ребёнка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. На зрении могут сказываться также наличие у ребёнка хронические заболевания. |
— |
Причины возникновения астигматизма до конца не изучены. В большинстве случаев астигматизм носит врожденный и наследуемый характер, выявляется в детском возрасте. Но также причиной астигматизма могут быть операции или травмы глаз. |
Возможные жалобы ребенка |
Школьники с началом близорукости нередко жалуются на быстрое утомление глаз при зрительной работе на близком расстоянии и при чтении или письме приближают глаза к тексту, когда рассматривают удаленные предметы часто прищуривают глаза. |
Могут появиться астенопические жалобы – головные боли и затуманивание зрения. |
— ребенок жалуется на то, что «плохо видно» — боль головная и в надбровной области — быстрая утомляемость при зрительной нагрузке |
Трудности зрительного восприятия |
Изображение предметов при близорукости складывается не на сетчатку, что дало бы хорошее зрение, а перед сетчаткой и изображение расплывается. |
При гиперметропии глазное яблоко (его передне-задняя ось) «короткое», в результате чего изображение предметов располагается позади сетчатки. Нередко при гиперметропии наблюдается сходящееся косоглазие. |
При астигматизме нарушается сферичность роговицы. Изображение предметов при астигматизме нечеткое, местами размытое, прямые линии выглядят изогнутыми. |
Требования к рабочей поверхности |
— при чтении за столом книга должна лежать под углом 40° к поверхности стола (лучше на подставке); — расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см (больше и меньше – нежелательно) |
Хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30—33см. |
Хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30—33см. |
Требования к наглядному материалу |
При миопии и катаракте для восприятия картинок должен использоваться темный фон и даваться контрастное изображение предметов. |
Четкие картинки |
Яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц |
На что педагог должен обращать внимание |
Зрительная работа может быть представлена на трех уровнях: сенсорном (ощущения), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление) |
Гимнастика для глаз, правильная поза во время чтения, правильный режим освещения, режим зрительных и физ-их нагрузок |
Гимнастика для глаз, правильная поза, режим освещения, режим зрительных и физ-их нагрузок |
Коррекция нарушений зрения |
Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. В детском возрасте, назначают две пары очков (для дали - полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1.0—3.0дптр слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи. |
Лечение дальнозоркости у детей, а также сопутствующей ей амблиопии, проводится на фоне очковой коррекции. Очки придальнозоркости и амблиопии назначаются для постоянного ношения. Также проводятся курсы аппаратного лечения детской дальнозоркости. |
Очки - самый распространенный метод коррекции формы нарушения зрения астигматизма, особенно в детском возрасте. Контактные линзы - они применяются для коррекции астигматизма, небольшой степени (до 3 диоптрий) лазерная коррекция– для взрослых людей (старше 18лет) при стабильной форме |
продолжение таблицы
Характеристика, признаки |
Формы нарушений зрения, зрительные патологии |
||
АМБЛИОПИЯ |
КОСОГЛАЗИЕ (сходящееся и расходящееся) |
НИСТАГМ |
|
Причины возникновения |
Основная причина амблиопии — разница в размерах глазного яблока. Другая причина амблиопии — высокий уровнь астигматизма или дальнозоркости. Очень часто причиной амблиопии является косоглазие. Чаще возникает в детском возрасте. Одна из причин: обструкционного характера, то есть отсутствие доступа света к сетчатке глаза (катаракта) |
Заболевания ЦНС, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата и некоторые другие. |
Причина нистагма нестабильность глазодвигательной системы, которая управляет глазами,нарушения в центральной нервной системе как врожденного характера, так и вследствие родовой травмы. Другой причиной нистагма является альбинизм |
Возможные жалобы ребенка |
Амблиопия — форма нарушения рения, которое ребенок получает в результате рождения, он не знает, что может видеть как-то по-другому. Вы от него не услышите жалоб. |
У взрослых с приобретенным не в детстве косоглазием практически всегда присутствует двоение. Для детского косоглазия нехарактерны жалобы на двоение из-за хороших адаптивных способностей мозга |
— |
Трудности зрительного восприятия |
Один из 2-х глаз не видит или же исключен из процесса зрения. Глаза привыкли видеть разные картинки |
У детей косоглазие чаще всего появляется на втором-третьем году жизни, иногда становится заметным после какой-либо тяжелой болезни или испуга. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестает функционировать. |
Приобретенный вызывает головокружение и всегда сопровождается нечеткостью зрительных восприятий. |
Требования к рабочей поверхности |
Хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30—33см. |
Хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30—33см. |
Хорошая освещенность, оптимальное расстояние от глаз до книги или тетради при чтении или письме - 30—33см. |
Требования к наглядному материалу |
Яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц |
Яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц |
Яркие краски стимулируют цветовоспринимающий аппарат глаза, снимая часть нагрузки с аккомодационных мышц |
На что педагог должен обращать внимание |
Гимнастика для глаз, правильная поза за столом, режим освещения, режим зрительных и физ-их нагрузок |
Гимнастика для глаз, правильная поза за столом, режим освещения, режим зрительных и физ-их нагрузок |
Гимнастика для глаз, правильная поза за столом, режим освещения, режим зрительных и физ-их нагрузок |
Коррекция нарушений зрения |
Помогает очковая коррекция при данной форме нарушения зрения. Также заклеивают здоровый выдящий глаз, заставляя глаз, который не видит, работать, увеличивая тем самым зрительную нагрузку на не функционирующий глаз. Также глаз, который не видит, очень часто стимулируют с помощью света, фотографий, контрастной стимуляции. |
Выбор метода лечения косоглазия зависит от многих факторов, в том числе возраста пациента, причины косоглазия, стороны и степени отклонения. Методы лечения включают в себя: заклейки глаза, ношение очков, занятия на синоптофоре, операцию. |
Усилия при лечении нистагма направляются на устранение общей причины, что входит в компетенцию многих специалистов, проводятся мероприятия, повышающие остроту зрения, ослабляющие тонус мышц, а также оперативное вмешательство на мышцах. Однако чаще лечение безуспешно. |
_______________
Источник информации:
1. ТупоноговБ.К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением зрения / Дефектология. 2001
2. ЖоховВ.П., ОсобоваТ.З., ЧмутоваЛ.Н. К вопросу о зрительной работоспособности учащихся школ для слабовидящих детей / Дефектология. 1988
3. МаксютоваР.Д. Как помочь ребенку с нарушением зрения включиться в учебную деятельность / Дефектология. 1998
4. ВолковаИ.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения / Дефектология. 2003