Возрастные кризисы развития человека (Таблица, этапы)
Возрастные кризисы — это особые переходные этапы между возрастами человека, которые характеризуются сменой основной деятельности, резкими психологическими изменениями и социальной ситуации развития. Каждый человек проходит несколько таких этапов развития и взросления в своей жизни, и каждый раз меняется мировозрение человека, его статус по отношению к обществу и самому себе.
Таблица возрастных кризисов человека
Задача |
Новообразование |
Признаки |
Коррекция |
Кризис новорожденности |
|||
Возраст от рождения до 1 года, основная задача – доверие (или недоверие) к окружающему миру. |
Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. |
Приспособление к новым условиям существования требует от ребенка мобилизации всех ресурсов, хода сложных многогранных адаптативных процессов. |
В этот момент очень важно присутствие мамы. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца – все это успокаивает малыша. |
Кризис 1 года |
|||
Основная задача – самостоятельность, автономность. |
1) малыш становится более настойчивым и свободным в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и неограниченный для него круг целей; 2) его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая должного и вразумительного ответа, что приводит к совершенно неправильному толкованию многих понятий; 3) речь и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое количество ролей, что зачастую его пугает. |
Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего кол-ва новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление бурных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топание ногами, драки, кусание, отрицание). Такие вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых. Возникает автономная речь и частично появляется самостоятельная ходьба. |
Необходимо помочь ребенку пережить сложный переходный период и помочь ему ощутить свою самостоятельность. Ребенок должен иметь простор для своей бурной деятельности. |
Возрастной кризис 3 лет |
|||
Основная задача – инициативность, активность. |
1) Важным является проявление «воли» у малыша. 2) Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить только так как хочет и без вариантов. |
1) Негативизм 2) Упрямство 3) Строптивость 4) Обесценивание 5) Стремление к деспотизму 6) Протест - бунт |
Поведение почти не поддается коррекции. Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять свою самостоятельность. |
Кризис 7 лет |
|||
Основная задача – умелость, компетентность. |
1) происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. 2) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. 3) открытие для себя новой социальной позиции - позиции школьника. 4) из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность |
Основные признаки: 1) потеря непосредственности 2) Кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. 3) Замкнутость, неуправляемость |
Коррекция поведения: 1) необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и самостоятельности. 2) Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький, внимательно отнестись к его мнениям и суждениям. 3) Нужно стараться не заставлять, а убеждать. 4) Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми. |
Предподростковый кризис (11лет) |
|||
Основная задача на этой стадии – формирование целостности, идентичности. |
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. |
Кризис этого возрастного периода сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего коррелирующей с успеваемостью ребенка. |
Для коррекции поведения в таких условиях родителям стоит оказать психологическую поддержку, помочь ребёнку встать на правильный путь развития, который во многом определит всю его дальнейшую жизнь.Нужноотносится к ребенку как к личности. |
Подростковый кризис |
|||
Задача подросткового кризиса – окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности. |
Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Ребенок в этот период становится подростком. Расширяется круг его интересов, блекнут ранее незыблемые родительские авторитеты. Он учится формировать собственное мнение и совершать самостоятельные поступки, а также отвечать за них. |
Традиционно считается наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний. 1) Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. 2) Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я?”, “Как Я впишусь в мир взрослых?”, “Куда Я иду?” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением. |
Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. |
Возрастной кризис 17 лет |
|||
Основная задача – выработка равновесия между близостью и изоляцией. |
Происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Для тех, кто тяжело переживает кризис 17лет, характерны различные страхи. Это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. |
Главной проблемой, которая может возникнуть в этот возрастной период, является поглощенность собой и избегание межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. |
|
Кризис 30 лет |
|||
Основная задача – баланс между развитием и стагнацией. |
Выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. |
Человек оценивает сделанное и более трезво смотрит в будущее. Он начинает мечтать о покое, стабильности. |
|
Кризис 40-45 лет |
|||
Задача-выбор между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. |
В этот момент актуализируются все базовые экзистенциальные проблемы (смерть, изоляция, потеря смыслов) и возникает ряд специфических социально-психологических проблем (социальное одиночество, дезадаптация, полная смены ценностей, изменение социального статуса). |
Основные признаки: 1) В этом возрастном периоде доминируют потребности самоуважения и самоактуализации. 2) Характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им. |
|
Кризис выхода на пенсию (60-70лет) |
|||
Задача- выбор между интеграцией или отчаянием. |
Относительное снижение характеристик психофизических функций«поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности - это самоопределение методом «проб и ошибок» |
Психологическое состояние этих людей характеризуется витальной астенией, созерцательностью, склонностью к воспоминаниям, умиротворенностью, мудрой просветленностью. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося десятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния. |
|