Стадии развития Я, самоуважения и самооценки, социальное познание (Таблица)

В справочной таблице обобщен материал темы: Развитие "я" и социальное познание, возрастные стадии и этапы развития "Я-концепции", самоуважения и самооценки, из книги "Дети и Подростки: психология развития" Дэвида Шэффера

Возраст

Я–концепция

Самоуважение и самооценка

Социальное познание

0–1 год

Дифференциация «Я» и внешней среды. Появляется чувство личностного фактора.

 

Дифференциация знакомых и незнакомых людей и предпочтение знакомых.

1–2 года

Появляется   узнавание самого себя.

Развивается категориальное «Я».

Выражение удовольствия при овладении ситуацией являются очевидными.

Появляется чувствительность к оцениванию со стороны взрослых.

Осознание того, что другие действуют на основе намерений. Отнесение других к той или иной категории с помощью социально значимых параметров

3–5 лет

Развивается запоминаемое «я».

В представлениях о себе доминируют действия. Появляется оценивание достижений и чувство самоуважения. Появляется теория сознания, основанного на убеждениях и желаниях, и личное «я» (способность к решению задач на ложные убеждения). «Я-концепция» основывается на доступных наблюдению характеристиках, а также типичных эмоциях и установках.

Самооценка обычно высокая и состоит из нескольких отдельных самооценок. Появляются атрибуции, относящиеся к достижениям, однако они характеризуются недифференцированностью: тот, кто старается – тот успешный.

Каузальная атрибуция достижений отражает веру в безграничность способностей.

Представления основаны на действиях других и конкретных характеристиках.

Дружеские отношения основаны на совместной деятельности.

(Появляется знание расовых стереотипов и основанных на предрассудках установок)

6–10 лет

В Я-концепции (представлениях о себе) на первый план выходят личностные черты и включает как позитивные, так и негативные характеристики.

Проявляются социальные сравнения, проявляющиеся к множеству личностей.

Самооценка приобретает иерархическую организацию (учеба, социальные и физические достижения, внешность), постепенно интегрируется в целостный образ Я.

Социальные сравнения могут понизить оценку.

Каузальная атрибуция достижений эволюционирует к признанию объективной природы способностей.

Представление о других начинают зависеть от выражаемых ими личностных черт (психологические конструкты). Дружеские отношения в основном базируются на психологическом сходстве и взаимном доверии.

Установки, основанные на предрассудках, как правило, ослабевают.

11 лет и старше

«Я-концепция» включает в себя категории абстрактного характера, объединяющие отдельные характеристики («сообразительный», «знающий» интегрируются в «умный»).

Характеристики, составляющие «Я-концепцию», объединяются в организованную систему.

Появляются дополнительные категории самооценки (близкая дружба, романтическая привлекательность и профессиональная компетентность).

Дружеские отношения и романтический призыв приобретают важное значение для формирования уровня самоуважения. Представления о себе теперь отражают ценности и мировоззрения субъекта, становясь более интегрированными и абстрактными. Идентичность достигается в старшем подростковом возрасте или ранней молодости.

Продолжается подъем самооценки.

Связанные с достижениями атрибуции отражают полную дифференциацию способностей и усилий.

Представления о других теперь основываются на сходствах и различиях между различными личностями (психологические сравнения). Установки, основанные на предрассудках, могут ослабевать или интенсифицироваться, в зависимости от влияния социума. Дружеские отношения основаны на верности и взаимном самораскрытии.

Источник информации: "Дети и Подростки: психология развития / Дэвид Шэффер. - Спб.: Питер, 2003г.

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная   |    Политика конфиденциальности   |   Обратная связь

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te