Стадии развития Я, самоуважения и самооценки, социальное познание (Таблица)
В справочной таблице обобщен материал темы: Развитие "я" и социальное познание, возрастные стадии и этапы развития "Я-концепции", самоуважения и самооценки, из книги "Дети и Подростки: психология развития" Дэвида Шэффера
Возраст |
Я–концепция |
Самоуважение и самооценка |
Социальное познание |
0–1 год |
Дифференциация «Я» и внешней среды. Появляется чувство личностного фактора. |
Дифференциация знакомых и незнакомых людей и предпочтение знакомых. |
|
1–2 года |
Появляется узнавание самого себя. Развивается категориальное «Я». |
Выражение удовольствия при овладении ситуацией являются очевидными. Появляется чувствительность к оцениванию со стороны взрослых. |
Осознание того, что другие действуют на основе намерений. Отнесение других к той или иной категории с помощью социально значимых параметров |
3–5 лет |
Развивается запоминаемое «я». В представлениях о себе доминируют действия. Появляется оценивание достижений и чувство самоуважения. Появляется теория сознания, основанного на убеждениях и желаниях, и личное «я» (способность к решению задач на ложные убеждения). «Я-концепция» основывается на доступных наблюдению характеристиках, а также типичных эмоциях и установках. |
Самооценка обычно высокая и состоит из нескольких отдельных самооценок. Появляются атрибуции, относящиеся к достижениям, однако они характеризуются недифференцированностью: тот, кто старается – тот успешный. Каузальная атрибуция достижений отражает веру в безграничность способностей. |
Представления основаны на действиях других и конкретных характеристиках. Дружеские отношения основаны на совместной деятельности. (Появляется знание расовых стереотипов и основанных на предрассудках установок) |
6–10 лет |
В Я-концепции (представлениях о себе) на первый план выходят личностные черты и включает как позитивные, так и негативные характеристики. Проявляются социальные сравнения, проявляющиеся к множеству личностей. |
Самооценка приобретает иерархическую организацию (учеба, социальные и физические достижения, внешность), постепенно интегрируется в целостный образ Я. Социальные сравнения могут понизить оценку. Каузальная атрибуция достижений эволюционирует к признанию объективной природы способностей. |
Представление о других начинают зависеть от выражаемых ими личностных черт (психологические конструкты). Дружеские отношения в основном базируются на психологическом сходстве и взаимном доверии. Установки, основанные на предрассудках, как правило, ослабевают. |
11 лет и старше |
«Я-концепция» включает в себя категории абстрактного характера, объединяющие отдельные характеристики («сообразительный», «знающий» интегрируются в «умный»). Характеристики, составляющие «Я-концепцию», объединяются в организованную систему. |
Появляются дополнительные категории самооценки (близкая дружба, романтическая привлекательность и профессиональная компетентность). Дружеские отношения и романтический призыв приобретают важное значение для формирования уровня самоуважения. Представления о себе теперь отражают ценности и мировоззрения субъекта, становясь более интегрированными и абстрактными. Идентичность достигается в старшем подростковом возрасте или ранней молодости. Продолжается подъем самооценки. Связанные с достижениями атрибуции отражают полную дифференциацию способностей и усилий. |
Представления о других теперь основываются на сходствах и различиях между различными личностями (психологические сравнения). Установки, основанные на предрассудках, могут ослабевать или интенсифицироваться, в зависимости от влияния социума. Дружеские отношения основаны на верности и взаимном самораскрытии. |
Источник информации: "Дети и Подростки: психология развития / Дэвид Шэффер. - Спб.: Питер, 2003г.