Диагностика интеллекта тест Векслера и Равена (Таблица)
В справочных таблицах представлено краткое описание патопсихологических методик диагностики интеллекта по тесту Равена и тесту Векслера.
Диагностика интеллекта ТЕСТ РАВЕНА
На картинке ниже приведен пример задания с прогрессивными матрицами по тесту Равена.
Назначение методики |
Исследование невербального интеллекта |
Оборудование |
Чёрно-белые прогрессивные матрицы Равена (в оригинальном варианте) состоят из 60 матриц (размер 7,5х11 см.), в каждой из которых отсутствует один из составляющих её элементов. Задания сгруппированы в 5 серий - А, В, С, D, Е, каждая серия состоит из 12 матриц. Часы. |
Инструкция, особенности проведения |
Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. В отечественных исследованиях традиционно время выполнения теста ограничивается 20 минутами. Необходимо фиксировать ответы испытуемого в стандартном бланке регистрации результатов. Инструкция: «Перед Вами в тестовой тетради содержится 60 заданий. Все задачи разделены на 5 групп, которые называются сериями и обозначены буквами А, В, С, D, Е. В каждой серии 12 заданий. Задания составлены так, чтобы в начале каждой серии располагались более легкие задания, а в конце более трудные. В каждом задании в большой рамке содержится образец, составленный из определенных фигур. Эти фигуры или рисунки составлены не хаотично, а согласно определенной закономерности. Эту закономерность Вы должны в каждом задании выяснить. В каждом большом образце отсутствует часть или последняя фигура. Вы должны найти фигуру, которой нужно правильно дополнить большой образец (матрицу) согласно закономерности, которую Вы при решении задания выявили. Фигуры или образцы, среди которых есть и нужная для дополнения верхнего изображения фигура, обозначены числами 1-6 или 1-8. Номер той фигуры, которой следует дополнить большое изображение в верхней рамке, нужно записать в соответствующую клеточку бланка. Будьте внимательны. Переходите последовательно от задания к заданию, строго соблюдайте очередность заданий и не пропускайте (не перескакивайте) ни одно задание. Если какое-то задание не знаете, как решить, угадайте, которая из фигур (изображений) под большой рамкой могла бы попасть на пустое место образца». |
Интерпретация результатов |
Необходимо подсчитать баллы в каждой серии, за каждое совпадение с ключом – 1б. После подсчёта сырых баллов, находим сумму в каждой серии. Общий суммарный показатель переводим в IQ по таблице в зависимости от возраста обследуемого. |
Диагностика интеллекта ТЕСТ ВЕКСЛЕРА
На картинке ниже приведен пример задания по тесту Векслера.
Назначение методики |
Исследование структуры интеллекта, вербальных и невербальных показателей. |
Оборудование |
Бланки, секундомер, необходимый стимульный материал. |
Инструкция, особенности проведения |
Методика диагностики интеллекта WAIS состоит из 11 субтестов: 1. Осведомленность: испытуемый должен здесь продемонстрировать объем наличных знаний из различных сфер жизни. 2. Понятливость, требует от испытуемого понимания некоторых обобщенных закономерностей и правил социального поведения. 3. Арифметический: предполагает решение испытуемым арифметических задач нарастающей сложности. 4. Сходство: от испытуемого требуется назвать существенные признаки сходства пар понятий. 5. Повторение цифр: испытуемый запоминает называемые ему последовательности цифр и должен точно воспроизвести их в прямом или обратном порядке. 6. Словарный: перед испытуемым ставится задача объяснить смысл ряда слов (дать их определение). 7. Шифровка: имея перед собой таблицу, в которой каждой цифре от 1 до 9 соответствует определенный графический символ, испытуемый должен как можно быстрее вписывать необходимые символы в строчки случайно расположенных цифр. 8. Недостающие детали: испытуемому предъявляются схематические картинки, в которых он должен указать существенную недостающую деталь. 9. Кубики Коса: испытуемый складывает из кубиков заданные графические фигуры. 10. Последовательные картинки: перед испытуемым ставится задача расположить набор схематических картинок в осмысленную последовательность и рассказать по ней законченный рассказ. 11. Складывание фигур: испытуемый должен собрать сложно разрезанные целые фигуры из разложенных перед ним деталей. * При решении заданий не помогаем! Не хвалим! При необходимости задаём наводящие вопросы. Нужно давать доделывать задания, даже если время истекло. Оценки обследуемому не сообщаем! |
Интерпретация результатов |
1. Осведомленность: *Если высокий результат только по данному субтесту – скорее всего преморбидный уровень интеллекта хороший. 2. Понятливость, *У органиков и психопатов возможны эгоцентричные ответы «Порву письмо, не буду брать!». Больные шизофренией будут плохо решать данный субтест, вследствие нарушенной адаптации. 3. Арифметический: Выявляет темп психических процессов, концентрацию внимания, оперативную память. * Плохо будут выполнять органики, У.О., люди чувствительные к эмоциональной дезорганизации - тревожные, невротики. 4. Сходство: Обнаруживает высокую корреляцию с IQ. 5. Повторение цифр: *Чувствителен к органике! 7. Шифровка: Диагностирует переключаемость внимания и темп психомоторных реакций. 8. Недостающие детали: Активное внимание, наблюдательность. * Органики будут плохо выполнять, также при депрессии. 10. Последовательные картинки: *Плохо выполняют – олигофрены и органики. 11. Складывание фигур: конструктивный праксис. *Плохо выполняют – органики и при шизофрении. Шкальные оценки По окончании тестирования вычерчиваем график, смотрим индивидуальный профиль. Медиана: 10, сигма: 3. IQ От 130 и выше – очень высокий интеллект; 120-129 – высокий; 110-119 – хорошая норма; 90-109 – средний; 80-89 – низкая норма; 70-79 – пограничная зона между низкой нормой и умственным дефектом; 50-69 – лёгкий умственный дефект; 35-49 – умеренный умственный дефект (УД средней тяжести); 20-34 – резко выраженный умственный дефект; 20 и меньше – глубокая степень УО. Связь решения субтестов с определёнными симптомокомплексами 1. При органическом симптомокомплексе вербальный интеллект преобладает над невербальным, м/д ними может быть большой разрыв. Возможна высокая оценка по осведомлённости, сравнению понятий. 2. Соц.- пед. запущенность – преобладание невербального над вербальным. 2. У.О. – все оценки низкие 3. Шизофрения – проведение Векслера нецелесообразно, т.к. есть нарушения мышления. Профиль - зигзагзагообразный. По субтесту «Кубики Коса» будет высокая оценка. *При пропфшизофрении проводить можно. 4. Триада тревоги – субтесты шифровка, арифметический, повторение цифр - дадут низкие оценки. |