Исследование мыслительной деятельности методики пиктограмма классификация четвертый лишний (Таблица)

В справочных таблицах представлено описание различных патопсихологических методик исследования мыслительной и мнестической деятельности: пиктограмма, классификация, «исключение предметов», исключение понятий, методика соотнесение метафор и фраз, простые аналоги, сравнение понятий, ассоциативный эксперимент и название 60 слов.

Исследование мыслительной  и мнестической деятельности таблицы

1. Методика ПИКТОГРАММА

Назначение методики

Методика ПИКТОГРАММА применяется для анализа характера ассоциаций больных, способности к опосредованному запоминанию.

Оборудование

Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 16 слов и выражений для запоминания.

Используется 2 набора.

Инструкция, особенности проведения

Инструкция: «Мы начнём проверку зрительной памяти. Я буду называть слова и выражения, который надо запомнить. Вы для того чтоб их запомнить, нарисуйте рисунок по смыслу связанный с заданным словом, чтоб на Ваш рисунок можно было посмотреть и вспомнить слово. Качество рисунка не важно, рисуйте всё что хотите, кроме цифр и букв».

Ведём протокол: выражения, что нарисовал, как объяснил, что воспроизвёл отсроченно.

В конце исследования: «Посмотрите на Ваши рисунки и вспомните слова».

Особые феномены в пиктограмме:

1. Неформализуемые типы образов (ассоциации по созвучию)

2. Множественный выбор (на одно и то же понятие рисуется несколько предметов и они не объединены в единую композицию

3. Выхолощенная символика (Что за символ? - Просто значок!)

4. Недифференцируемые изображения (не может объяснить что нарисовал)

5. Отказы и шоковые реакции:

— Начальный отказ

 — Отсроченный отказ (во время выполнения, чаще из-за интеллектуальных трудностей)

— Отказ от выбора (отказ от конкретного понятия, а дальше буду!)

— Отказ от разъяснения

6. «Шоковые» реакции (в ответ на эмоционально значимые понятия)

7. Употребление буквенных и словесных обозначений

8. Стереотипия (типическая - повторение целых человеческих фигурок во всех пиктограммах; атипическая - стереотипное повторение выхолощенных стимулов, мелких деталей человеческого тела, чаще глаз, архитектурные сооружения) и персеверация - прямое повторение идентичных изображений на 2 или более понятий.

9. Феномен единой системы (использование предыдущего образа для нового понятия)

10. Высказывания:

— Спонтанные разъяснения

— «Я так считаю» - высказывания

— Самокритика

— Высказывания вне рамок эксперимента

Интерпретация результатов

От 10 до 16 слов - хорошая норма.

Анализ:

1. Фактор абстрактности.

4 типа рисунков:

– Конкретные образы (К) - образы, соотнесённые с конкретными ситуациями (где есть человек).

– Атрибутивные (Ат) - по принципу принадлежности

– Метафорические (М)

– Геометрические, графические, грамматические символы

2. Фактор индивидуальной значимости

– Индивидуально-значимые персонифицированные (Ин-Пс) - где изображён сам пациент, часть его тела

– Индивидуально-значимые образы-стимулы

– Выбранные формально (Ф) - лишены индивидуальной значимости

3. Фактор частоты выбора

– Стандартные (Ст) - образы, которые встречаются чаще чем в 20-ти протоколах из 100.

– Оригинальные (реже чем в 2-х протоколах из 100) - они чаще неадекватные. *Адекватность /неадекватность (насколько близко рисунок у содержанию понятия, чем конкретней, тем адекватней).

Прочие феномены:

– Фрагментация (часть образа)

– Дублирование (на одно и то же понятие одинаковые изображения)

– Пунктуация и спонтанная нумерация

– Органический графический синдром: - наклон фигур более 5 градусов от вертикали; - несовпадающие, дрожащие, пересекающиеся линии

Пиктограммы органиков

– Много конкретных образов, невозможность выбора образов на абстрактные понятия

– Отсутствие геометрических, графических образов

– Стереотипии и персеверации

– Снижение опосредованного запоминания

– Органический графический симптомокомплекс

Пиктограммы при шизофрении

– Метафорические, атрибутивные или общая гиперконкретность пиктограмм (из-за снижения мотивации)

– Неадекватные образы (по содержанию) - отдалённая связь, пустая символика, по созвучию, множественный тип выбора

– Атипическая либо типическая стереотипия

– Оригинальные образы

– Употребление букв (иногда вычурное (на понятие «обман» - буква «О». «А это не О, - это бублик!»)).

– Снижение продуктивности и опосредованного запоминания (т.к. им слова запоминать не помогают - поэтому не могут воспроизвести)

2. Методика КЛАССИФИКАЦИЯ

Назначение методики

Методика КЛАССИФИКАЦИЯ предназначена для исследования процессов обобщения и абстрагирования, последовательности суждений. Кроме того, данная методика позволяет провести анализ последовательности, критичности и продуманности действий больного человека, определить особенности памяти, объем и устойчивость внимания, а также личностные реакции на удачные и неудачные решения, в процессе исследования выявляется отношение больного к ситуации эксперимента и к характеру задания, его уверенность или неуверенность в правильности решения, его отношение к ошибкам — сам ли он их замечает или после подсказки исследующего, исправляет ли допущенные ошибки или отстаивает их. Таким образом, методика «Классификация» позволяет одновременно выявить сохранность или распад личности больного, его эмоциональной сферы.

Оборудование

68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Инструкция, особенности проведения

Инструкция по исследованию мыслительной деятельности методикой КЛАССИФИКАЦИЯ:

1. «Разложите эти карточки на столе — что к чему подходит»

2. После того как больной выложил на стол 15-20 карточек: «Нужно объединять карточки по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта и их можно было назвать одним названием».

3. «Раньше Вы соединяли в группы карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название».

Протокол. Дата проведения, ФИО испытуемого.

На первом этапе записывается, как больной ориентировался в новом задании, сам ли понял задачу.

На втором этапе записываются действия больного.

После выполнения этапа больно спрашивают, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную группу — ответы фиксируются в протоколе.

Основные группы, выделяемые на втором этапе: мебель, посуда, инструменты, измерительные приборы, транспорт, люди, фрукты, птицы, овощи, животные (домашние и дикие), насекомые, учебные пособия.

Сложными считаются группы: измерительные приборы, люди, учебные принадлежности, транспорт.

Интерпретация результатов

Анализ и оценка тех или иных действий и высказываний пациента производится с учетом этапа выполнения задания.

Можно выделить следующие основания для интерпретации результатов по методике «Классификация»:

1) Выделение очень дробных, чрезмерно детальных групп наблюдается при эпилепсии, в некоторых случаях — при ремиссии шизофрении.

2) Наличие одноименных групп свидетельствует о рассеянности, забывчивости, сужении объема внимания. Такие особенности свойственны больным с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга.

3) Складывание одних групп чрезвычайно обобщенно, а других — чрезмерно детально свидетельствует о непоследовательности мышления и наблюдается при разнообразных заболеваниях — иногда при шизофрении, иногда при органических заболеваниях, но обычно в период какого-то легкого неблагополучия.

4) Разноплановость, причудливость рассуждений больных. Больные раскладывают карточки по обобщенным группам, и наряду с этим устанавливают группы, например, железных и деревянных предметов, группу предметов синего цвета, группу предметов, которые он любит и т.п. Ошибки не исправляют, а логически обосновывают.

5) Невозможность найти общее понятие для обозначения группы наблюдается при умственном недоразвитии.

6) Затруднения при объединении более сложных групп (транспорта, людей, измерительных приборов) испытывают mm с умственной отсталостью.

7) Придумывание причудливых, аграмматичных названий группам предметов свойственно больным шизофренией.

8) Претенциозность названий групп, присуща малокультурным, но желающим произвести впечатление психопатам.

9) На третьем этапе в норме больной должен довести укрупнение групп до двух (живое и неживое) или трех групп (живые существа, растения, неодушевленные предметы).

10) Если больной с высшим образованием, на 3 этапе хочет объединить группу людей с одеждой или вообще с вещами, которыми человек пользуется, то это можно расценить как признак некоторого интеллектуального снижения, как тенденцию к конкретности мышления. Такая же ошибка, если она допущена больным с низшим образованием, может быть оставлена без внимания.

11) При конкретности мышления, затрудненности процессов абстрагирования больные успешно справляются со вторым этапом и не справляются самостоятельно с третьим.

12) При интеллектуальной сохранности, но суженном объеме внимания и снижении работоспособности на втором этапе пациента затрудняет обилие карточек, а на третьем этапе лучше, более четко справляются с заданием.

13) Больные шизофренией могут делить карточки уже на первом этапе на живую и неживую материю.

14) Если больной сразу после вопроса экспериментатора исправляет ошибочное решение, то это — ошибка внимания, если не исправляет, а пытается обосновать — ошибка суждения.

15) Если больной оспаривает прямое указание экспериментатора на ошибку, доказывает свою правоту — это свидетельствует о снижении критики (встречается у больных шизофренией). При паралитических и псевдопаралитических синдромах у органиков пациентам все равно, куда положить карточку, могут легко исправить свою ошибку после замечания и снова допустить аналогичную, у них нет заинтересованности в достижении правильных результатов и в оценке.

16) Аггравирующие больные очень огорчаются при всяком одобрении их работы и после одобрения начинают часто работать хуже.

17) Психопатизированные больные или психопаты обнаруживают способность мобилизовать все свои психические ресурсы при похвале экспериментатора, если они понимают, что опыт направлен на испытание их умственных способностей.

18) Основной особенностью результатов, полученных по методике «Классификация» у детей является то, что она не столько выявляет уровень обобщения, как это понимается во «взрослой» диагностике, сколько определяет актуальный уровень понятийного развития ребенка — выделение признака, являющегося для ребенка классификационным в настоящий момент исследования, «уход» в генетические корни процесса образования понятий.

3. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ» (ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ)

Назначение методики

Методика "Четвертый лишний" предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности, умения строить обобщения.

Оборудование

Набор карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета.

Инструкция, особенности проведения

Инструкция. Дается на примере самой легкой карточки. «Вот здесь на каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Вы должны назвать предмет, который не подходит (или который нужно исключить), и сказать, как можно назвать остальные три».

Протокол. Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается против номера карточки предмет, который больной считает нужным исключить, объяснение больного и название остальных трех.

Интерпретация результатов

1) Невозможность решить задачу встречается редко, когда больной в связи с очень глубокой степенью слабоумия или расстройством сознаний не понимает инструкцию.

2) Затруднения в более сложных пробах может свидетельствовать о степени интеллектуального снижения.

3) Конкретность мышления проявляется в том, что больные идут по пути практического использования ситуационного увязывания предметов.

4) Олигофренам удается правильное решение задач средней трудности, но они не могут объяснить и мотивировать свои решения, не могут сформулировать общее понятие для обозначения трех объединяемых предметов.

5) Больные шизофренией могут производить обобщений по слабым, латентным признакам.

4. Методика ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Назначение методики

Предназначена для исследования уровней процессов обобщения и отвлечения, способности выделения существенных признаков предметов или явлений.

Оборудование

Бланк, содержащий серии из 5 слов

Инструкция, особенности проведения

Инструкция. «В каждой строчке 5 слов. Четыре слова из пяти являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Найдите лишнее слово в каждой строчке и подчеркните его».

Протокол: Дата проведения, Ф.И.О. испытуемого. Записывается исключаемое понятие и объяснение пациента.

Интерпретация результатов

Смотреть «исключение предметов».

Сложными задачами являются № 5,6,7,10,11,12

5. Методика ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ

Назначение методики

Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.

Предназначена для исследования понимания испытуемым логических связей и отношений между понятиями, умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.

Оборудование

Бланк с задачами.

Инструкция, особенности проведения

Инструкция. Дается в форме совместного решения первых 3-4 задач. «Вот посмотрите здесь написано два слова — сверху «обучение»», снизу «школа». Какая между ними связь? В школе обучают. А здесь справа, тоже сверху одно слово — «больница», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать и подчеркнуть только одно слово, которое также будет относиться к слову «больница», как «обучение» к «школе», т.е. что бы оно обозначало процесс, происходящий в больнице. Это будет... «лечение». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ), и затем установить такую же связь справа. Разберем еще пример...(2-3 примера)».

Протокол. Записывается номер задачи, ответ и объяснение испытуемого.

Интерпретация результатов

1) Если больной, имеющий 7 классов образования, не может усвоить задание, то это может свидетельствовать о затруднении интеллектуальных процессов.

2) Если при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки, но больной без напоминания экспериментатора возвращается к правильному способу рассуждения, исправляет ошибки, то это может свидетельствовать о неустойчивости мышления, утомляемости больного скорее органического генеза.

3) Соскальзывание суждений на путь случайных, ненаправленных ассоциаций, не поддающееся коррекции, ошибки, как в трудных, так и в легких задачах свойственно больным шизофренией.

4) Расплывчатость мышления (при шизофрении) проявляется в связывании больными между собой слова одних задач со словами других задач.

5) Сложными считаются задачи № 10,13,14,18,19.

6. Методика соотнесение метафор и фраз по Б.В. Зейгарник

Назначение методики

Предназначена для выявления понимания больным переносного смысла и умения вычленить главную мысль во фразе конкретного содержания, а также дифференцированность, целенаправленность суждений.

Оборудование

Набор метафор и фраз к ним.

Метафоры: золотая голова, глухая ночь, железный характер, каменное сердце, ядовитый человек, зубастый парень.

Фразы: Умная голова. Художник сделал статуэтку с позолоченной головой. Золото ярче железа. Человек высек на скале сердце. Сильный характер. Железо тверже меди. Железная дорога. Мальчик наелся сладостей и заболел. Злой человек. Его укусила ядовитая змея. Черствое сердце. Он всегда с камнем за пазухой. Больной вместо лекарства глотнул яду. У Ивана были крепкие и здоровые зубы.

Инструкция, особенности проведения

Инструкция. К разложенным на столе в столбик метафорам «положите соответствующую по смыслу фразу. Не ко всем метафорам найдутся подходящие фразы, а многие фразы не подходят ни к одной метафоре».

Протокол. Записываются метафоры, подобранные к ним фразы и объяснения больного.

Интерпретация результатов

1) Соскальзывание — больной переносит центр тяжести задания с понимания переносного смысла на задачу соотнесения одного смысла другому. Использует формально-лексическое сходство.

2) Конкретность   мышления     проявляется   в   непонимании   переносного   смысла,     буквального толкования метафоры, невозможности соотнесения метафор и фраз.

7. Методика СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Назначение методики

Предназначена для исследования процессов анализа и синтеза мыслительной деятельности.

Оборудование

Набор пар слов, подлежащих сравнению. Утро — вечер, корова — лошадь, трамвай — автобус, ось — оса, стакан — петух, летчик — танкист, озеро — река, волк — луна, дождь — снег, глобус — бабочка, время — часы, дуб — ель, ночь — плащ, лебедь — пароход, корзина — сова, золото — серебро, ботинок — карандаш, река — часы.

Инструкция, особенности проведения

Инструкция: «Я сейчас буду называть по два понятия, а Вы скажите, чем похожи, и чем отличаются эти понятия. Встречаются таки пары объектов (или понятий), которые не сравнимы. В таком случае Вы должны ответить: «Их сравнивать нельзя».

Протокол: записывают ответы больного.

Интерпретация результатов

1) Склонность к конкретному мышлению, интеллектуальная недостаточность проявляется в неумении выделить признаков сходства.

2) Больные шизофренией сравнивают объекты, пользуясь необычными, слабыми признаками.

3) Расплывчатость суждений, склонность к рассуждательству (резонерству) проявляется в построении определения, четкости формулировок

8. НАЗВАНИЕ 60 СЛОВ 

Назначение методики

Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций больного, а также его словарный запас.

Оборудование

Для проведения опыта экспериментатор должен подготовить мягко пишущее перо (или карандаш) и секундомер (или обыкновенные часы). Нежелательно проводить этот эксперимент после «классификации предметов».

Инструкция, особенности проведения

Исследование проводится под видом проверки скорости речи.

Экспериментатор говорит больному: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите, пожалуйста, 60 каких угодно слов - все равно каких, только как можно скорее.

Старайтесь не называть того, что видите перед собой. Начинайте!»

В отличие от других экспериментов, при проведении которых экспериментатор не спешит начать опыт, пока не убедится, что больной все понял и не имеет больше вопросов, в данном опыте экспериментатор несколько искусственно создает условия спешки: «Скорее, скорее, главное скорее...» Если больной никак не может сам начать и все спрашивает, какие слова нужно называть, экспериментатор повторяет: «Все равно какие. Отдельные слова. Например, лес, поле, хлеб...» Никакой другой помощи оказывать больше не следует.

Протоколировать опыт можно, просто записывая вслед за больным во всю ширину страницы слова, но иногда полезно пользоваться магнитофоном, а затем списывать все с магнитофона.

Интерпретация результатов

Для психически здоровых людей, а также школьников задание не представляет трудности. Слова называются обычно «гнездами», по 4—7 слов из какой-либо области смежных представлений, а затем происходит понятный переход к следующему «гнезду», т. е. близкому ряду слов.

Очень большие «гнезда», т. е. перечисление 10—12 предметов одного и того же ряда, а иногда и больше, свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления больных.

Особого внимания заслуживают быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому. Так, например, больной быстро называет ряд слов: «жемчуг, дирижабль, несмотря, корица, мокрица, фисгармония». В этом ряду невозможно уловить содержательные связи между словами, но отчетливо выступают ассоциации по звучанию (корица, мокрица). Такого типа ассоциации встречаются у больных шизофренией.

Непродуктивность мышления (отсутствие слов) чаще наблюдается при шизофрении, а аспонтанность (называние того, что «перед глазами») чаще наблюдается при органических заболеваниях, хотя возможна и при шизофрении.

9. Методика АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Назначение методики

Предназначена для анализа характера ассоциаций обследуемого и скорости их образования.

Оборудование

Заранее подготовленный ряд слов - 30 - 40 существительных, лишенных какой - либо связи.

Инструкция, особенности проведения

Дается инструкция - на каждое услышанное слово отвечать любым, пришедшим в голову, и как можно быстрее.

Если преследуется цель - проверить, может ли обследуемый следовать какому - либо более определенному модусу выполнения задания - инструкция может быть соответственно уточнена (например, отвечать только существительным или словом - антонимом, или родовым определением).

В протоколе опыта регистрируется время ответной реакции и ее содержание.

Интерпретация результатов

Обращают внимание на лаконичность речевых реакций, соответствие их слову - раздражителю или, наоборот, случайный, нелепый характер, отсутствие связи между словом - раздражителем и словом - ответом.

Многословные речевые реакции свидетельствуют о неспособности выполнения инструкции. Однако некоторые больные, в основном отвечая одним словом, в ответ на неиндифферентный для них словесный раздражитель дают многословный ответ.

Средний латентный период при обследовании здоровых составляет 0,5 - 1,5 с.

Характеристику ответных речевых реакций можно производить согласно классификации А. Г. Иванова - Смоленского (1928), различающего:

I. Низшие или примитивные словесные реакции:

1) междометные (<гм>, <ну>, <он>, <ай> и д. р. );

2) эхолалические, буквально воспроизводящие слово - раздражитель;

3) созвучные - тождественные или близкие по звучанию слову - раздражителю своими первыми или последними словами;

4) экстрасигнальные, не имеющие отношения к слову - раздражителю, а являющиеся реакцией на другие раздражения, поступающие из внешней среды:

5) отказные (<не знаю>, <нечего сказать>, <слов нет> и т. д. );

6) вопросительные (<какой?>, <кто?>, почему?>);

7) персеверирующие, когда один и тот же ответ появляется на несколько раздражителей подряд.

II. Высшие словесные реакции:

1) индивидуально - конкретные (например, <город - Москва>, <чашка - голубая>);

2) общеконкретные (<город - деревня>, <чашка - блюдце>);

3) абстрактные (<город - культура>, <чашка - посуда>).

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная   |    Политика конфиденциальности   |   Обратная связь

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te