Психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет (Таблица)
Справочная таблица содержит психологические особенности детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет включительно.
Показатели, Возрастная группа и психологические особенности детей |
||||
2-3 года |
3-4 года |
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
Мышление ребенка |
||||
Наглядно-действенное мышление |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического мышления |
Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного мышления |
Речь |
||||
Словосочетаниями, понимает глаголы |
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные |
Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли |
Формирование планирующей функции речи |
Развитие внутренней речи |
Произвольность познавательных процессов |
||||
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре |
Развитие целенаправленного запоминания |
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процecc усвоения |
Физиологическая чувствительность |
||||
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Высокая чувствительность к дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Индивидуально, у большинства низкая |
Объект познания |
||||
Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания мира |
||||
Манипулирование предметами, их разбирание |
Экспериментирова-ние, конструирование |
Рассказы взрослого, экспериментирование |
Общение со Взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками |
Условия успешности ребенка |
||||
Разнообразие развивающей сферы |
Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Форма общения |
||||
Ситуативно-личностное |
Ситуативно-деловое |
внеситуативно-деловое |
внеситуативно-деловое, внеситуативнопичностное |
внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстниками |
||||
Малоинтересен |
Малоинтересен |
Интересен как партнер по сюжетной игре |
Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении |
Собеседник, партнер по деятельности |
Отношения со взрослыми |
||||
Источник защиты, ласки и помощи |
Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
Источник информации |
Источник информации, собеседник |
Источник эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов |
||||
Со взрослыми («Я-сам») |
Со взрослыми как продолжение («Я-сам») |
Отсутствуют |
Отсутствуют |
К 7 годам - кризис, смена социальной роли |
Эмоции ребенка |
||||
Сильной модальности, резкие переходы |
Сильной модальности, резкие переключения |
Более ровные, старается контролировать эмоции |
Преобладание ровного оптимистичного на-строения |
Развитие высших чувств |
Игровая деятельность ребенка |
||||
Предметно-манипулятивная игра «рядом» |
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие |
Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация |
Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения |
Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
____________
Источник информации:
1. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М. 1993г.
2. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М. 1996г.