Причины агрессивности детей и методы их коррекции (Таблица)
Справочные таблицы содержат основные причины агрессивности детей дошкольного возраста и методы их коррекции, диагностические методы определения причин агрессивности детей.
Причины агрессивности детей и методы их коррекции таблица
Причина агрессивности детей |
Методы коррекции |
1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки |
— подвижные игры — спортивные эстафеты — «минутки радости» между занятиями |
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии |
— беседа с родителями — направление к психологу — наблюдение за поведением ребенка — совместное включение в сюжетно-ролевые игры — налаживание эмоционального контакта с ребенком |
3. Повышенная тревожность (комплекс не соответствия) |
—»— |
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье |
— беседа с родителями — направление к психологу |
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) |
— препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло — проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок — аретопсихотерапия — ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц — давать способы и образцы миролюбивых способов общения — обсуждатькниги, предусмотренныепрограммой — перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ |
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков |
— подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния — психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение — обучение приемам саморасслабления — разработка программ обучений коммуникативным навыкам |
Диагностические методы определения причин агрессивности таблица
Участники |
Диагностический метод (тесты), автор методики |
Дети |
1. Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре КлюевойН.В. и Филипповой Ю.В. (см. КлюеваН.В., ФилипповаЮ.В., Общение. Дети 5-7лет. Ярославль, 2001г, с.7-8). 2. Тест о пределения особенностей межличностных отношений Рене Жиля (см. КлюеваН.В., ФилипповаЮ.В.. Общение. Дети 5-7лет. Ярославль, 2001г, с.12-16). 3. Тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях (см. КлюеваН.В., ФилипповаЮ.В.. Общение. Дети 5-7лет. Ярославль, 2001г, с.17-26). 4. Тест «Руки» (Hand-Test) Э. Вагнера (см. БурлачукЛ.Ф., МорозовС.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999г, с.292-293). 5. Тест «Сказка» Л.Дюсс (см. КлюеваН.В., ФилипповаЮ.В.. Общение. Дети 5-7лет. Ярославль, 2001г, с.72-78). 6. КРС (см. ОвчароваР.В. Справочная книга школьного психолога. М.1996г, с.178). |
Родители |
1. Тест «АСВ» 2. Анкета для выявления эмоционально-личностных проблем детей. ХельбрюгельТ. 3. Тест «Руки» (Hand-Test) |
Педагоги |
1. Тест «Руки» (Hand-Test) 2. Анкета «Признаки агрессивности» (см.ЛютоваЕ.К., МонинаГ.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000, Приложение 9). 3. Анкета для воспитателя детского сада (см. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. ЛаврентьевойТ.В.. М.. 1996г. с.140-142). |