Мониторинг состояния ребенка в коллективе сверстников (Таблица)
Мониторинг состояния ребенка в группе сверстников может включать в себя различные аспекты, такие как: физическое и психологическое состояние, успеваемость, социальная адаптация, поведенческие особенности, развитие коммуникативных навыков и познавательных интересов, семейные отношения.
Текущий мониторинг состояния ребенка в коллективе сверстников таблица
Параметры развития |
Ранний возраст ребенка |
Дошкольный возраст ребенка |
Ведущая потребность |
Потребность в компетенции как свободном владении средствами (потребность все делать самому) |
Потребность социального соответствия |
Ведущая деятельность |
Манипулятивно-предмет-ная, предметная деятельность |
Игровая деятельность. Продуктивные виды деятельности (изобразительная, конструктивная и зачатки трудовой). Деятельность экспериментирования |
Социальная ситуация развития |
Совместная деятельность ребенка и взрослого как единство аффекта и интеллекта: интеллект выступает при этом как ориентация на социальный смысл контакта, а интеллект — на способ действия |
Дошкольник остается связан со взрослым, который создает условия и обучает элементарным обязанностям, поддерживает в успехах. С другой стороны, на ребенка оказывает влияние детское общество, в котором создается общественное мнение и осуществляется договоренность в совместных действиях. Появляются элементы взаимной поддержки и соревнования |
Социальная фаза развития личности |
Освоение социальной позиции «Я в обществе» — приобщение себя к миру людей (социализация) |
Освоение социальной позиции «Я и общество» — усвоение основных векторов отношений между людьми: взрослый — ребенок, взрослый — взрослый, ребенок — ребенок, ребенок — взрослый. Фаза самоутверждения |
Социальное опосредствование контактов |
Орудийное и целенаправленное |
Речевые и умственные действия, социальная роль, связанная с реализацией социальных правил |
Мотив общения ребенка |
«Делать, как взрослый» |
«Быть, как взрослый». Появляются социальные мотивы поведения в виде стремления сделать нечто приятное и полезное для других |
Тип взаимоотношений |
Руководство — подчинение |
Кооперация |
Форма общения со взрослым |
Ситуативно-деловая |
Внеситуативно-познавательная (с 3 до 5лет) и внеситуативно-личностная (с 5 до 7лет) |
Форма общения со сверстником |
Эмоционально-практическая |
Ситуативно-деловая (с 3 до 5лет) и внеситуативно-деловая (с 5 до 7лет) |
Базовая психическая функция |
Восприятие |
Память |
Познавательные установки |
Что это? Что с ним можно делать? |
Что это? Что с ним можно делать? Как? Зачем? Почему он такой? Что будет, если... ; |
Тип ориентировки в задании |
Метод проб и ошибок (тупиковая, поисковая, продуктивная пробы) |
Метод целенаправленных проб, практического примеривания и зрительного соотнесения. Опора на символы |
Развивающаяся психическая функция |
Наглядные формы мышления и речь |
Воображение, произвольность высших психических функций, моделирование как центральная умственная способность |
Взаимоотношения между коммуникативной и речевой ситуацией |
Образы событий накладываются друг на друга. В одном высказывании отражено несколько ассоциированных ситуаций, связанных общей предикацией. Усваивается номинативное значение предложения |
Образы событий сополагаются и сравниваются. Ситуация начинает примерно соответствовать одному высказыванию. Усваивается денотативное значение предложения (3-5лет). Постепенно происходит функциональное упорядочение элементов смысла, отражающее точку зрения ребенка на ситуацию высказывания. Усваивается референциальное значение предложения (5-7лет) |
Соответствие функции высказывания практическим действиям - |
Высказывание — харак-теризация, соответствующее предметным действиям. Высказывание — комбинация, соответствующее атрибутивным действиям |
Высказывание — описание, соответствующее изобразительным действиям. Высказывание — описание, соответствующее ролевым действиям |
Усвоение функций речи ребенка |
Назывная функция. Сигнификативная функция. Комментирующая функция. Экспрессивная функция |
Обобщающая функция. Планирующая, регулирующая, контролирующая функции (регулирующая функция). Оценочная функция. Коннотативная функция |
Симптомы возрастного кризиса |
Противоречие между «хочу» и «надо» ставит перед необходимостью |
Внутренняя борьба между запросами, самолюбием и самооценкой — осознаваемым расхождением между внутренней позицией и занимаемым положением. Стремление выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную деятельность) |