Методы истории психологии (Таблица)
Основной задачей методов и методик историко-психологического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Вместе эти компоненты составляют эмпирию историко-психологического исследования. Следовательно, методы истории психологии — это те способы, которыми познается предмет этой науки.
К основным и наиболее востребованным методам истории психологии относят: исторической реконструкции, интервью, библиометрический, биографический и автобиографический, генетический, анализа продуктов деятельности, сравнительно-сопоставительный метод и другие.
Методы истории психологии таблица
Название метода |
Описание методов истории психологии |
||
Цель |
Процедура |
Результат |
|
Метод исторической реконструкции |
Описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. |
Первым этапом выступает формулировка психологической проблемы, которая выдвигается исследователем исходя из нерешенных актуальных вопросов.На втором этапе осуществляется подбор и обоснование наиболее операционализируемой и отвечающей задачам и предмету исследования теоретической модели. Третий этап психолого-исторической реконструкции включает выделение и обоснование круга источников в соответствии с поставленной проблемой и заданной теоретической моделью.Четвертый этап представляет собой анализ и реконструкцию отобранных источников. |
Результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и тп. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета. |
Метод интервьюирования |
Изучение творческих механизмов процесса порождения научного знания, генезиса научных интересов. |
Метод интервью представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования. |
Ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования. |
Библиометрический метод |
Количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик. |
Применяется в двух направлениях: 1) прослеживание динамики отдельных объектов психологической науки (количество публикаций, перечень их авторов и распределение по регионам или рубрикаторам научных журналов и тп.); 2) выявление связи, зависимости, корреляции между объектами в целях определения структурной (качественной) картины состояния психологической науки или ее отраслей в конкретный период. |
Получение совокупности количественных характеристик для оценки того или иного события или явления в психологии (ученых, научных коллективов, отдельных публикаций или научных направлений). |
Биографический и автобиографический методы |
Воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников. |
Предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и тп. Согласно БГ.Ананьеву, данный метод заключается в сборе и анализе данных о жизненном пути человека, как о личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и тд.) |
Реконструкция целостного индивидуального образа жизни, позволяет делать умозаключения о характере, самосознании, жизненной направленности, таланте и жизненном опыте личности. |
Генетический метод |
Выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования. |
Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений, выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов. |
Результатом являются данные о причинно-следственных связях и закономерностях развития исторического события (явления, структуры). |
Метод проблемологического анализа |
Изучение динамики психологического знания. |
Структура метода: — выявление и предварительный анализ проблем→формирование каталога проблем и анализ «причинно-следственных» связей проблем→формирование и анализ каузативной структуры проблем→ определение главной проблемы→анализ главной проблемы и формирование структуры проблем. |
Установление конструктивных связей в рамках научного и донаучного этапов развития знания. |
Метод анализа продуктов деятельности |
Изучение продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные. |
Извлечь содержащуюся информацию об изучаемом объекте; зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность; выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики исследуемого процесса, явления. |
Позволяет скорректировать оценки и суждения относительно динамики научных взглядов ученого, уточнить недостаточно проявленные моменты в логике развития научной проблематики, отрасли или научного направления, расширить представления о системе взаимоотношений в научном сообществе. |
Метод анализа категориально-понятийного аппарата |
Выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого. |
Выделение понятий и категорий принадлежащие конкретному научному направлению;Единый категорийный аппарат должен быть сформирован в соответствии с принципамииерархичности, сочетания исторического и логического. |
Формирование единой системы терминов, обеспечивающихвозможность максимально полного и обстоятельного описания круга вопросов. |
Метод источниковедческого анализа |
Изучение документальной основы историко-психологических исследований. |
Процедура использования включает в себя:точную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов и событий упоминаемых в нем; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; установление тождественности используемой в нем лексики с современным языком, выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и тд.). |
Данные полученные из подлинных источников об историко-психологических фактах и личностях ученых. |
Сравнительно-сопоставительный метод |
Фиксация разнородных событий истории психологии иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. |
В психологии реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции.Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и тд.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и тп.). В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований. |
Результатом являются данные о динамике изучаемого психического процесса. |
Примеры использования методов
Название метода |
Пример использования |
Комментарии |
Метод исторической реконструкции |
Алексеев Валерий Павлович «В то время как другие исторические дисциплины основываются на изучении прежде всего письменных источников, первобытная история таких источников в своем распоряжении почти не имеет. Ее реконструкции — результат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии*. Однако при этом она остается органическим разделом именно истории, так как основной критерий систематики областей знания — их классификация по предмету изучения, а не по познавательным особенностям науки». Алексеев. Першиц. История первобытного общества, учебн. По спец. «История». 5е издание, М.: «Высшая школа», 2001г, 318с. |
Рассматривал основные этапы первобытной истории от эпохи праобщины до появления классовых обществ и государств. Большое внимание уделял историческим источникам и историографии первобытной эпохи. |
Метод интервьюирования |
Первым метод интервью в психологии применил Фрэнсис Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. В исследовании приняли участие 100 крупнейших ученых. Социальная психология. Под ред. Журавлева АЛ. М.: ПЕР СЭ, 2002г. - 351с. |
Фрэнсис Гальтон проложил дорогу ученым в использовании метода интервьюирования, это значительно расширило возможности психологов в исследовании личности и психических особенностей испытуемых. Ф. Гальтон преследовал цель исследования умственных способностей людей оптимально удобным способом. |
Биографический и автобиографический методы |
|
Плутарха можно считать основоположником биографического метода, в его работах присутствует подробное описание жизнедеятельности и основных событий конкретного человека, что и лежит в основе данного метода. Его работы известны и даже по истечении огромного количества времени не теряют своей актуальности. |
Метод анализа продуктов деятельности |
К.Бюлер (1879-1963)Проанализировав связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что рисование оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Он был одним из первых детских психологов, которые начали исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок - это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, а рассказ о нем. Поэтому, отмечал Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят рассматривать их и самостоятельно рисовать. Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятиясхема. Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке - схемой, которая является обобщенным образом предмета, а не точной его копией. Таким образом, схема представляет собой как бы промежуточное понятие, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников). (Марцинковская Т.Д. История психологии. Стр.249-251) |
|
Метод источниковедческого анализа |
Шустова Юлия Эдуардовна использовала данный метод с целью восстановления данных об общественной организации, функционировавшей на протяжении 2х веков (1586-1788гг.) – Львовское Успенское братство |
|
Метод анализа категориально-понятийного аппарата |
Иван Петрович Павлов рассматривал организм как сложную физиологическую систему в основе которой лежит деятельность ЦНС. ИП.Павлов редуцирует живой организм до ЦНС, а реальную телеснуюдеятельность животного до функционирования ЦНС (в особенности до высшей нервной деятельности, которая понимается как функция коры больших полушарий). Василюк ФЕ. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.стр. 133.Б.Ф. Скиннер в теории оперантного обуславливания вводит понятие организм и дает ему свою трактовку, которая исключает наличие всех внутренних физиологических процессов.Организм — это место,в котором нарушается непрерывность наблюдаемых в онтологии организм—среда процессов, это как бы дыра,брешь в среде, где бесследно исчезают и откуда неожиданно появляются наблюдаемые процессы.Василюк ФЕ. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.стр100. |
Категориальный аппарат является неотъемлемой частью любого научного направления. В определенный хронологический период мы можем встретить одни и те же понятия используемые в различных направлениях и с разным содержанием. Как ИП.Павлов, так и БФ.Скиннер, использовали понятие «организм», однако его трактовка была разной. Введение категории было необходимо ученым, для формирования единой системы терминов в рамках их научных направлений. |
Сравнительно-сопоставительный метод |
Теодюль Рибо (1839-1916гг.) Придерживаясь преимущественно спиритуалистических воззрений в философии, Т.Рибо пришел к выводу о необходимости строить психологию на основе сравнительных и эволюционных принципов. Этот взгляд был связан с его идеей о необходимости построения психологии как точной, позитивной науки, в которой личные воззрения исследователей уходили бы на 2й план, уступая место неопровержимым, экспериментально найденным доказательствам. Не возводя эмпиризм в безусловный принцип, он допускал возможность метафизических, интроспективных данных в тех случаях, когда поиски истины были связаны с областями, не относящимися к точным наукам. Однако в своих психологических исследованиях он стремился к поиску физиологических обоснований для объяснения психических процессов. Доказывая, что в основе психологии должны лежать естественные науки, прежде всего биология, Рибо подчеркивал, что психические явления представляют собой по сути эпифеномены различных состояний мозга. Поэтому он считал необходимым изучать их в неразрывной связи с нервными процессами, подчеркивая, что психическое и физическое не разные сущности, но стороны одного и того же явления. (Марцинковская ТД. История психологии. Стр. 216) |
|