Методы истории психологии (Таблица)

Основной задачей методов и методик историко-психологического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Вместе эти компоненты составляют эмпирию историко-психологического исследования. Следовательно, методы истории психологии — это те способы, которыми познается предмет этой науки.

К основным и наиболее востребованным методам истории психологии относят: исторической реконструкции, интервью, библиометрический, биографический и автобиографический, генетический, анализа продуктов деятельности, сравнительно-сопоставительный метод и другие.

Методы истории психологии таблица

Название метода

Описание методов истории психологии

Цель

Процедура

Результат

Метод исторической реконструкции

Описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания.

Первым этапом выступает формулировка психологической проблемы, которая выдвигается исследователем исходя из нерешенных актуальных вопросов.На втором этапе осуществляется подбор и обоснование наиболее операционализируемой и отвечающей задачам и предмету исследования теоретической модели. Третий этап психолого-исторической реконструкции включает выделение и обоснование круга источников в соответствии с поставленной проблемой и заданной теоретической моделью.Четвертый этап представляет собой анализ и реконструкцию отобранных источников.

Результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и тп. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Метод интервьюирования

Изучение творческих механизмов процесса порождения научного знания, генезиса научных интересов.

Метод интервью представляет собой беседу по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами исследования.

Библиометрический метод

Количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и построен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, автор, название журнала и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик.

Применяется в двух направлениях:

1) прослеживание динамики отдельных объектов психологической науки (количество публикаций, перечень их авторов и распределение по регионам или рубрикаторам научных журналов и тп.);

2) выявление связи, зависимости, корреляции между объектами в целях определения структурной (качественной) картины состояния психологической науки или ее отраслей в конкретный период.

Получение совокупности количественных характеристик для оценки того или иного события или явления в психологии (ученых, научных коллективов, отдельных публикаций или научных направлений).

Биографический и автобиографический методы

Воссоздании полной и достоверной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на основе анализа максимально широкого и доступного числа источников.

Предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и тп.

Согласно БГ.Ананьеву, данный метод заключается в сборе и анализе данных о жизненном пути человека, как о личности и субъекте деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и тд.)

Реконструкция целостного индивидуального образа жизни, позволяет делать умозаключения о характере, самосознании, жизненной направленности, таланте и жизненном опыте личности.

Генетический метод

Выявление динамики, этапов, стадий трансформации психологического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического исследования.

Последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений, выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов.

Результатом являются данные о причинно-следственных связях и закономерностях развития исторического события (явления, структуры).

Метод проблемологического анализа

Изучение динамики психологического знания.

Структура метода:

— выявление и предварительный анализ проблем→формирование каталога проблем и анализ «причинно-следственных» связей проблем→формирование и анализ каузативной структуры проблем→ определение главной проблемы→анализ главной проблемы и формирование структуры проблем.

Установление конструктивных связей в рамках научного и донаучного этапов развития знания.

Метод анализа продуктов деятельности

Изучение продуктов научной деятельности ученого или научных коллективов, включая в том числе как изданные, опубликованные работы, так и неопубликованные.

Извлечь содержащуюся информацию об изучаемом объекте; зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность; выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики исследуемого процесса, явления.

Позволяет скорректировать оценки и суждения относительно динамики научных взглядов ученого, уточнить недостаточно проявленные моменты в логике развития научной проблематики, отрасли или научного направления, расширить представления о системе взаимоотношений в научном сообществе.

Метод анализа категориально-понятийного аппарата

Выявление особенностей понимания и трактовки конкретного понятия или термина в какой-либо хронологический период или в трудах разного периода одного и того ученого.

Выделение понятий и категорий принадлежащие конкретному научному направлению;Единый категорийный аппарат должен быть сформирован в соответствии с принципамииерархичности, сочетания исторического и логического.

Формирование единой системы терминов, обеспечивающихвозможность максимально полного и обстоятельного описания круга вопросов.

Метод источниковедческого анализа

Изучение документальной основы историко-психологических исследований.

Процедура использования включает в себя:точную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов и событий упоминаемых в нем; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; установление тождественности используемой в нем лексики с современным языком, выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и тд.).

Данные полученные из подлинных источников об   историко-психологических фактах и личностях ученых.

Сравнительно-сопоставительный метод

Фиксация разнородных событий истории психологии иногда пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления.

В психологии реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции.Сравнительный метод в настоящее время широко применяется в общей психологии (сопоставление разных групп испытуемых, или выборок), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и тд.), в патопсихологии и дефектологии (сравнение больных со здоровыми и тп.). В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных, или поперечных, срезов и лонгитюдных (продольных) исследований.

Результатом являются данные о динамике изучаемого психического процесса.

методы истории психологии схема

Примеры использования методов

Название метода

Пример использования

Комментарии

Метод исторической реконструкции

Алексеев Валерий Павлович  «В то время как другие исторические дисциплины основываются на изучении прежде всего письменных источников, первобытная история таких источников в своем распоряжении почти не имеет. Ее реконструкции — результат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии*. Однако при этом она остается органическим разделом именно истории, так как основной критерий систематики областей знания — их классификация по предмету изучения, а не по познавательным особенностям науки».

Алексеев. Першиц. История первобытного общества, учебн. По спец. «История». 5е издание, М.: «Высшая школа», 2001г, 318с.

Рассматривал основные этапы первобытной истории от эпохи праобщины до появления классовых обществ и государств. Большое внимание уделял историческим источникам и историографии первобытной эпохи.

Метод интервьюирования

Первым метод интервью в психологии применил Фрэнсис Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. В исследовании приняли участие 100 крупнейших ученых.

Социальная психология.  Под ред. Журавлева АЛ. М.: ПЕР СЭ, 2002г. - 351с.

Фрэнсис Гальтон проложил дорогу ученым в использовании метода интервьюирования, это значительно расширило возможности психологов в исследовании личности и психических особенностей испытуемых. Ф. Гальтон преследовал цель исследования умственных способностей людей оптимально удобным способом.

Биографический и автобиографический методы

 

Плутарха можно считать основоположником биографического метода, в его работах присутствует подробное описание жизнедеятельности и основных событий конкретного человека, что и лежит в основе данного метода. Его работы известны и даже по истечении огромного количества времени не теряют своей актуальности.

Метод анализа продуктов деятельности

К.Бюлер (1879-1963)Проанализировав связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что рисование оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Он был одним из первых детских психологов, которые начали исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок - это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, а рассказ о нем. Поэтому, отмечал Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят рассматривать их и самостоятельно рисовать. Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятиясхема. Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке - схемой, которая является обобщенным образом предмета, а не точной его копией. Таким образом, схема представляет собой как бы промежуточное понятие, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников). (Марцинковская Т.Д. История психологии. Стр.249-251)

 

Метод источниковедческого анализа

Шустова Юлия Эдуардовна использовала данный метод с целью восстановления данных об общественной организации, функционировавшей на протяжении 2х веков (1586-1788гг.) – Львовское Успенское братство

 

Метод анализа категориально-понятийного аппарата

Иван Петрович Павлов рассматривал организм как сложную физиологическую систему в основе которой лежит деятельность ЦНС. ИП.Павлов редуцирует живой организм до ЦНС, а реальную телеснуюдеятельность животного до функционирования ЦНС (в особенности до высшей нервной деятельности, которая понимается как функция коры больших полушарий). Василюк ФЕ. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.стр. 133.Б.Ф.

Скиннер в теории оперантного обуславливания вводит понятие организм и дает ему свою трактовку, которая исключает наличие всех внутренних физиологических процессов.Организм — это место,в котором нарушается непрерывность наблюдаемых в онтологии организм—среда процессов, это как бы дыра,брешь в среде, где бесследно исчезают и откуда неожиданно появляются наблюдаемые процессы.Василюк ФЕ. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.стр100.

Категориальный аппарат является неотъемлемой частью любого научного направления. В определенный хронологический период мы можем встретить одни и те же понятия используемые в различных направлениях и с разным содержанием. Как ИП.Павлов, так и БФ.Скиннер, использовали понятие «организм», однако его трактовка была разной. Введение категории было необходимо ученым, для формирования единой системы терминов в рамках их научных направлений.

Сравнительно-сопоставительный метод

Теодюль Рибо (1839-1916гг.) Придерживаясь преимущественно спиритуалистических воззрений в философии, Т.Рибо пришел к выводу о необходимости строить психологию на основе сравнительных и эволюционных принципов. Этот взгляд был связан с его идеей о необходимости построения психологии как точной, позитивной науки, в которой личные воззрения исследователей уходили бы на 2й план, уступая место неопровержимым, экспериментально найденным доказательствам. Не возводя эмпиризм в безусловный принцип, он допускал возможность метафизических, интроспективных данных в тех случаях, когда поиски истины были связаны с областями, не относящимися к точным наукам. Однако в своих психологических исследованиях он стремился к поиску физиологических обоснований для объяснения психических процессов. Доказывая, что в основе психологии должны лежать естественные науки, прежде всего биология, Рибо подчеркивал, что психические явления представляют собой по сути эпифеномены различных состояний мозга. Поэтому он считал необходимым изучать их в неразрывной связи с нервными процессами, подчеркивая, что психическое и физическое не разные сущности, но стороны одного и того же явления.

(Марцинковская ТД. История психологии. Стр. 216)

 

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te