Периоды истории психологии (Таблица хронология)
Периодизация истории психологии - это разделение истории психологической науки на определенные этапы или периоды, которые отражают основные тенденции и направления развития психологических знаний. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. К основным этапам периодизации истории психологии относят: античную, средневековую психологию, психология эпохи Возрождения, и психологию Нового времени.
Таблица периоды истории психологии
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ |
|||
Хронология |
Предмет изучения психологии |
Методы, достижения, итоги |
Представители |
VIв. до н.э. – Vв. |
Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций |
Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души |
Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ, Августин, Фома Аквинский, Скотт |
V – XIII вв. |
Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний. Душа -источник Активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения |
Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования |
|
XIV – XVIвв. |
Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVIвв. |
Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Введение термина «психология» |
|
XVII – сер. XIXвв. |
Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии - прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение. |
Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике. |
Френсис Бэкон, Макиавелли, Рене Декарт, Гоббс, Локк |
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ |
|||
Ассоцианистическая психология Нач. XIX – б0е гг. XIXв. |
Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов |
Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятии. Формирование психофизики. Формирование психометрии. Учение о рефлексе |
Юм, Милль, Гартли, Беркли |
Экспериментальная психология 60е гг. XIXв. – конец XIXв. |
Непосредственное содержание опыта. Психические акты и психические функции. Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении |
Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программ психологии. Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых областей психологии |
Вунд, Джеймс, Спиноза, Эббингауз, Кеттел, Холл, Вагнер, Вебер |
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы 10е гг. – сер. 30х гг. XXв. |
Поведение. Целостные психические структуры. Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности |
Открытый кризис в психологии. Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и другие. Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм» |
Маслоу, Роджерс, Фрейд, Юнг, Уотсон |
Конец 30х – 50е гг. XXв. |
Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода |
Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и другие. Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки). Развитие теории деятельности в советской психологии |
Павлов, Сперанский, Анохин, Орбели |
Современная психология 60е гг. XXв. – конец XXв. |
Продолжение развития ранее выявленных предметных областей. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность |
Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология. Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке. Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и другие. |
Ананьев, Гальперин, Леонтьев, Рубинштейн, Запорожец |
_______________
Источник: Ждан АН. «История психологии: от античности к современности», М: 1999г.