Периоды истории психологии (Таблица хронология)

Периодизация истории психологии - это разделение истории психологической науки на определенные этапы или периоды, которые отражают основные тенденции и направления развития психологических знаний. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания разви­вались в недрах философии, а также других наук, пре­жде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. К основным этапам периодизации истории психологии относят: античную, средневековую психологию, психология эпохи Возрождения, и психологию Нового времени.

Таблица периоды истории психологии

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология

Предмет изучения психологии

Методы, достижения, итоги

Представители

VIв. до н.э. – Vв.

Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций

Формирование двух на­правлений – материализма и идеализма — в объясне­нии происхождения и про­явлений души. Первые эм­пирические знания о пси­хических процессах и явле­ниях — ощущении (восприятии), памяти, во­ображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).

Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души

Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ,   Августин, Фома Аквинский, Скотт

V – XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе ме­дицинских зна­ний.

Душа -источник Активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения

Формирование томистской психологии. Начало опыт­ной методологии исследо­вания

XIV – XVIвв.

Дальнейшее раз­витие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и ве­ликих открытий XIV-XVIвв.

Отказ от души как предмета исследования и объясни­тельного принципа телес­ных и психических явле­ний.

Введение термина «психология»

XVII – сер. XIXвв.

Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии - прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение.

Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психо­логии.

Понятие о бессознательной психике.

Френсис Бэкон, Макиавелли, Рене Декарт, Гоббс, Локк

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Ассоцианистическая психология Нач. XIX – б0е гг. XIXв.

Деятельность нервной системы и органов чувств.

Соотношение ме­жду физическим и психическим.

Измерение скоро­сти протекания психических про­цессов

Формирование естественно­ научных предпосылок пси­хологии как самостоятель­ной науки.

Экспериментальный метод.

Факты и теории ощущений и восприятии.

Формирование психофизики.

Формирование психомет­рии.

Учение о рефлексе

Юм, Милль, Гартли, Беркли

Экспериментальная психология

60е гг. XIXв. – конец XIXв.

Непосредственное содержание опы­та.

Психические акты и психические функции.

Психика и созна­ние в связи с их адаптивной функ­цией в поведении

Проникновение экспери­ментальных методов в пси­хологию.

Формирование теоретиче­ских программ психологии.

Раскол психологии на ин­дивидуальную физиологи­ческую, ориентированную

на естествознание, и духов­но-научную, ориентирован­ную на историю и культуру.

Возникновение прикладных исследований в психологии.

Возникновение новых об­ластей психологии

Вунд, Джеймс, Спиноза, Эббингауз, Кеттел, Холл, Вагнер, Вебер

Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы

10е гг. – сер. 30х гг. XXв.

Поведение.

Целостные психические структуры.

Бессознательное.

Сознание в его общественно-исторической обусловленности.

Смысловая структура душевной жизни в соотношении с истори­чески возникшими ценностями.

Установка.

Развитие высших психических функции.

Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психо­логии.

Возникновение школ в за­рубежной науке: бихевио­ризм, психоанализ, гештальтпсихология, француз­ская социологическая шко­ла, понимающая психоло­гия, индивидуальная психо­логия, аналитическая пси­хология и другие.

Возникновение советской психологии: теория уста­новки, поведенческие на­правления, культурно-историческая теория, тео­рия деятельности.

Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии.

Развитие естественно­ научных представлений о физиологических механиз­мах психической деятельно­сти и двигательных актов.

Возникновение проблемы «психология и марксизм»

Маслоу, Роджерс, Фрейд, Юнг, Уотсон

Конец 30х – 50е гг. XXв.

Эволюция в рам­ках базисных под­ходов предшест­вующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.

Необихевиоризм, неофрей­дизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические кон­цепции личности и другие.

Дискуссии в советской пси­хологии (о перестройке науки на основе павлов­ского учения, о теории ус­тановки).

Развитие теории деятельности в советской психологии

Павлов, Сперанский, Анохин, Орбели

Современная психология

60е гг. XXв. – конец XXв.

Продолжение раз­вития ранее вы­явленных пред­метных областей.

Процесс ориенти­ровки.

Когнитивные структуры и их роль в поведении.

Личность

Возникновение новых на­правлений в зарубежной психологии: гуманистиче­ская психология, логотерапия, когнитивная психо­логия.

Возникновение теории по­этапного формирования ум­ственных действий и поня­тий в советской науке.

Дискуссии в советской пси­хологии о предмете психо­логии, по проблемам бес­сознательного, общения и другие.

Ананьев, Гальперин, Леонтьев, Рубинштейн, Запорожец

_______________

Источник:  Ждан АН. «История психологии: от античности к современности», М: 1999г.

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная   |    Политика конфиденциальности   |   Обратная связь

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te