Философия Нового времени кратко, направления, учения и представители (Таблица)
Философия Нового времени — это период развития философии в западной Европе в 17—18 веках, который харктеризуется становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию 19 века (философия Просвещения).
В 17веке в европейской философии сформировались два направления: эмпирическое и рационалистическое. Родоначальником эмпирической традиции в Англии стал Френсис Бэкон (1561–1626гг.). Рене Декарт (1596–1650гг.) явился основоположником рационалистического направления в философии и методологии науки.
Учения и направления философии Нового времени
Учения, направления |
Основные черты философии Нового времени |
Онтология |
Онтология Механицизм; материализм; диалектика |
Теология |
Деизм; атеизм |
Антропология |
Механицизм; дуализм тела и души; материализм: отрицание бессмертия души |
Гносеология |
Рационализм и эмпиризм (сенсуализм); иррационализм: критика научного разума |
Логика |
Диалектика и ее законы |
Этика |
Гуманизм; свобода; утверждение неотъемлемых прав человека; обоснование ценности личности |
Социальная философия |
Теория общественного договора; теория разделения властей; критика традиционной культуры; революционная идеология |
Философия истории |
Идеализм: история как развитие Абсолютной Идеи; материализм: история как развитие материальных отношений (способа производства и распределения) |
Основные представители философии Нового времени
Представитель, философ |
Основные труды |
Некоторые высказывания: |
Характерные черты философии Нового времени |
Френсис Бэкон (1561—1625гг.) |
Труды: «философия науки», «Новый Органон». |
— Знание-Сила. — Время есть величайший из новаторов. — Возможность украсть создает вора. — Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. |
Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». В основе научного познания, согласноБэкону, должны лежать индукция и эксперимент. |
Рене Декарт (1596—1650гг.) |
Труды: «Мир», «Рассуждение о методе…», «Размышления о первой философии…», «Начала философии» |
— Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. — Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно. — Я мыслю, следовательно, существую. |
Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом РенеДекарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. |
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677гг.) |
Труды: «Этика», "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье", "Трактат об усовершенствовании разума" |
— Удовольствие - переход человека от меньшего совершенства к большему. — Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими. — Понимание - начало согласия. |
Позиция Спинозы, это Моноизм. В отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривалБога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. |
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716гг.) |
Труды: «Монадология», «Теодицея», «Новые опыты о человеческом разуме», Об искусстве комбинаторики». |
— Бог есть последнее основание вещей. — Мы созданы, чтобы мыслить. — Люди презирают не столько порок, сколько слабость и несчастье. — Настоящее всегда скрывает в своих недрах будущее. |
Лейбниц — это один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой — вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм или монадология. СогласноЛейбницу, основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Простые субстанции созданы Богом одномоментно и могут быть уничтожены только все сразу. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кромеБога. Лейбниц в своей одной из итоговых работ, «Монадология», использует следующее метафорическое определение автономности существования простых субстанций: «Монады вовсе не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти». |
Информация взята с ru.wikipedia.org