Античная философия кратко, школы, представители, их характеристика (Таблица)
Справочные таблицы содержат основные школы и представителей античной философии досократического и сократического периодов, их краткая характеристика - основатели и представители, основные высказывания и идеи.
Античная философия досократический период, школы и представители
Досократический период античной философии длился с VII по V век до нашей эры. В этот период философы сосредоточились на изучении природы и космоса, пытаясь определить первоначало, из которого возник мир. Основные представители досократического периода в таблице:
Школы |
Основатели |
Высказывания |
Основные идеи |
Милетская Школа |
Представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. |
Высказывания Фалеса: — Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума-в знании. — Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все. Высказывания Анаксимандра: — Части изменяются, целое же неизменно. Высказывания Анаксимена: — Знания увеличивают незнание. |
Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. |
Философия Гераклита |
Гераклит |
Высказывания Гераклита: — Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. — Глаза — свидетели более точные, нежели уши. — Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего. — Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше. |
Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». |
Элейская школа |
Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, ЗенонЭлейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана. |
Высказывания Парменида: — ...мыслить и быть - не одно ли и то же? Высказывания Мелисс: — Из ничего ничто не возникает. Высказывание Ксенофана: — Все свое я ношу с собой. — Из земли все возникло и в землю все обратиться в конце концов. |
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом. Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». |
Школа атомистов |
Атомизм был создан: Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. |
Высказывания Левкиппа: — Движение невозможно без пустоты. Пустота же есть небытиё. Высказывания Демокрита Абдерского: — Богат тот, кто беден желаниями. — Пусть женщина не рассуждает: это ужасно. — Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно. — Нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты. |
Согласно этому учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов. |
Античная философия сократический период, школы и представители
Сократический период античной философии приходится на VI–V века до нашей эры. В это время философы сосредоточились на проблемах человека и его места в мире. Софисты учили красноречию и чувственному восприятию ,а Сократ критиковал их идеи и утверждал, что объективное знание возможно.
Школы |
Основатели |
Высказывания |
Основные идеи |
Философия Софистов |
К наиболее известным старшим софистам относятся: Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский. |
Высказывания Протагора: — Кто ясно мыслит - ясно излагает. — Все подобно всему в каком-нибудь отношении. Высказывания Горгия: — Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки - серьезностью. |
Древнегреческие платные преподаватели красноречия. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо. |
Философия Сократа |
Сократ |
Высказывания Сократа: — Богатство и знатность не приносят никакого достоинства. — В каждом человеке солнце - только дайте ему светить. — Высшая мудрость - различать добро и зло. |
Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. Сократ отчетливо обозначил именно грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. |
Философия Платона |
Платон |
Высказывания Платона: — Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды. — Время - движущееся подобие вечности. — Бог в нас самих. — Из демократии рождается тирания. |
Платон изложил свою идею в диалоге «Тимей»: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения.» |
Философия Аристотеля |
Аристотель |
Высказывания Аристотеля: — В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. — Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум. — Все льстецы - прихвостни. |
Философское учениеАристотеля является Бытие - живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: 1. Материя — «то, из чего». 2. Форма — «то, что». 3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». 4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10предикатов. |
Использована информация с сайта ru.wikipedia.org