Римская философия кратко, школы, представители, их характеристика (Таблица)

Римская философия — это философия Древнего Рима, которая находилась под сильным влиянием древнегреческой и школ эллинистической философии. Римская философия включала в себя разработку уникальных идей и подходов, а также развитие различных философских школ и направлений.

Справочная таблица содержит основные школы и представителей римской античной философии, их краткая характеристика, высказывания и основные идеи. Основные школы: эклектизм, римский эпикуреизм, стоицизм, неопифагореизм, платонизм, скептицизм, перипатетики, неоплатонизм.

Школы, направления

Основатели, философы

Высказывания

Основные идеи

Эклектизм

Наиболее известным среди электизмов был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон (106—45 до н. э.), создатель латинской философской терминологии.

МаркТулий Цицерон:

— Алчность есть преступное желание чужого.

— Без истинной дружбы жизнь — ничто.

— Благо народа — вот высший закон.

— Более поздние мысли обычно бывают и более разумными.

Это направление в римской философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и общества. Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи.

Римский эпикуреизм

Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур.

Эпикур:

— Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.

— Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.

— Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня. 

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Поздняя Стоя (стоицизм)

Основатель стоицизма, Зенон Китийский. После него были: Посидоний, Сенека, Эпиктет, МаркАврелий.

Зенон Китийский:

— Время - это расстояние движения.

— Добро можно отдавать малыми частями, но оно от этого не умалится.

Эпиктет:

— Все делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага.

— Человек — это душонка, обремененная трупом.

Учение стоиков принято разделять на 3 части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Неопифагореизм

К основный представителям неопифагорейской школы относятся: Аполлоний Тианский, Евдор Александрийский, Трасилл,  ПлутархХеронейский, Модерат из Кадиса, Нумений. 

Аполлоний Тианский:

— Хватит умничать, расслабься.

Раз уж богам все известно, явившийся в храм должен по совести возносить одну-единственную молитву: «Боги, воздайте мне по заслугам».

Неопифагореизм вновь придал значение методам математического символизма. Тесно переплетаясь со средним платонизмом, неопифагореизм опирался на такие классические платоновские и пифагорейские категории, как «единое — многое», «монада — диада», «тождество — различие», «четное — нечетное», «точка — линия — плоскость — тело». В области этики неопифагорейцы развивали идеалы аскетизма и катартики. Однако, в отличие от среднего платонизма неопифагореизм считал первоначалом не Ум, а монаду — диаду.

Платонизм

Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школыПлатона:

Платон, Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения.

Платон:

— Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

— Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением.

Апулей:

— Обвинить можно и невинного, но обличить — только виновного.

— Пифагор первый, кто дал философии ее имя.

Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. Начиная с 1 века до н. э., платоники, используяАристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона и окрепшими в эпоху эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. Это стало прелюдией к началу следующего периода — промежуточного.

Скептицизм

Основатели: Фаворин, Секст Эмпирик

Секст Эмпирик:

— Божьи жернова мелют медленно, но муку дают превосходную.

— То, что Бог существует, не является вполне очевидным.

— Чтобы помыслить причину, нужно раньше познать действие, а чтобы познать действие, нужно... раньше знать причину.

Умеренный скептицизм в римской философии ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания

Перипатетики (Ликей)

Наиболее известные перипатетики: Аристотель, Теофраст, Эвдем, Дикеарх, Стратон, АфинейМеханик, Адраст Афродисийский.

Теофраст:

— В жизни больше пустого, чем полезного.

— Едва начав жить, мы умираем; поэтому нет ничего бесполезнее, чем погоня за славой.

Аристотель:

— Быть смелым — значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость.

Обучение обычно происходило во время прогулок. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529г.н.э.) и была крупнейшим центром античной науки.

Развивали материалистическую тенденцию философииАристотеля.

Неоплатонизм

Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма являетсяПлотин.

Так же: Кастриций,   Порфирий, Ямвлих, Клавдиан,   Зенодот, Дамаский, Симпликий.

Порфирий:

— От магов он знал, что бог, которого они называют Оромадром, телом своим подобен свету, а душою - истине (о Пифагоре)

— Писал он обычно напряженно и остроумно, с такой краткостью, что мыслей было больше, чем слов (о Платоне)

Парадигма (образец) неоплатонизма сводится:

— к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

— к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

— к мистически-интуитивному познанию высшего;

— к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

То есть неоплатонизм — это учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

Использована информация с сайта ru.wikipedia.org

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

Подписываемся на обновления!
  vk ok tw te  

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта

Copyright © 2013 - 2024. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на https://infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

 вконтакте   однокласники   tw   te