Римская философия кратко, школы, представители, их характеристика (Таблица)
Римская философия — это философия Древнего Рима, которая находилась под сильным влиянием древнегреческой и школ эллинистической философии. Римская философия включала в себя разработку уникальных идей и подходов, а также развитие различных философских школ и направлений.
Справочная таблица содержит основные школы и представителей римской античной философии, их краткая характеристика, высказывания и основные идеи. Основные школы: эклектизм, римский эпикуреизм, стоицизм, неопифагореизм, платонизм, скептицизм, перипатетики, неоплатонизм.
Школы, направления |
Основатели, философы |
Высказывания |
Основные идеи |
Эклектизм |
Наиболее известным среди электизмов был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон (106—45 до н. э.), создатель латинской философской терминологии. |
МаркТулий Цицерон: — Алчность есть преступное желание чужого. — Без истинной дружбы жизнь — ничто. — Благо народа — вот высший закон. — Более поздние мысли обычно бывают и более разумными. |
Это направление в римской философии, старающееся построить систему путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Эклектицизм, развивающийся на основе академической философии, достигает границ энциклопедизма, охватывающего познание как природы, так и общества. Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи. |
Римский эпикуреизм |
Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. |
Эпикур: — Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным. — Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым. — Кто не помнит о прошлом счастье, тот старик уже сегодня. |
Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. |
Поздняя Стоя (стоицизм) |
Основатель стоицизма, Зенон Китийский. После него были: Посидоний, Сенека, Эпиктет, МаркАврелий. |
Зенон Китийский: — Время - это расстояние движения. — Добро можно отдавать малыми частями, но оно от этого не умалится. Эпиктет: — Все делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага. — Человек — это душонка, обремененная трупом. |
Учение стоиков принято разделять на 3 части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика. |
Неопифагореизм |
К основный представителям неопифагорейской школы относятся: Аполлоний Тианский, Евдор Александрийский, Трасилл, ПлутархХеронейский, Модерат из Кадиса, Нумений. |
Аполлоний Тианский: — Хватит умничать, расслабься. — Раз уж богам все известно, явившийся в храм должен по совести возносить одну-единственную молитву: «Боги, воздайте мне по заслугам». |
Неопифагореизм вновь придал значение методам математического символизма. Тесно переплетаясь со средним платонизмом, неопифагореизм опирался на такие классические платоновские и пифагорейские категории, как «единое — многое», «монада — диада», «тождество — различие», «четное — нечетное», «точка — линия — плоскость — тело». В области этики неопифагорейцы развивали идеалы аскетизма и катартики. Однако, в отличие от среднего платонизма неопифагореизм считал первоначалом не Ум, а монаду — диаду. |
Платонизм |
Первыми последователями платонизма были ученики Академии, школыПлатона: Платон, Спевсипп, Ксенократ, Гераклид Понтийский, Апулея, Алкиноя, Аттика, Нумения. |
Платон: — Бесстыдство - терпеливость души к бесчестью во имя выгоды. — Воля — целеустремленность, соединенная с правильным суждением. Апулей: — Обвинить можно и невинного, но обличить — только виновного. — Пифагор первый, кто дал философии ее имя. |
Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. Начиная с 1 века до н. э., платоники, используяАристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона и окрепшими в эпоху эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. Это стало прелюдией к началу следующего периода — промежуточного. |
Скептицизм |
Основатели: Фаворин, Секст Эмпирик |
Секст Эмпирик: — Божьи жернова мелют медленно, но муку дают превосходную. — То, что Бог существует, не является вполне очевидным. — Чтобы помыслить причину, нужно раньше познать действие, а чтобы познать действие, нужно... раньше знать причину. |
Умеренный скептицизм в римской философии ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. Скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания |
Перипатетики (Ликей) |
Наиболее известные перипатетики: Аристотель, Теофраст, Эвдем, Дикеарх, Стратон, АфинейМеханик, Адраст Афродисийский. |
Теофраст: — В жизни больше пустого, чем полезного. — Едва начав жить, мы умираем; поэтому нет ничего бесполезнее, чем погоня за славой. Аристотель: — Быть смелым — значит считать далеким все страшное и близким все, внушающее смелость. |
Обучение обычно происходило во время прогулок. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529г.н.э.) и была крупнейшим центром античной науки. Развивали материалистическую тенденцию философииАристотеля. |
Неоплатонизм |
Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма являетсяПлотин. Так же: Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Зенодот, Дамаский, Симпликий. |
Порфирий: — От магов он знал, что бог, которого они называют Оромадром, телом своим подобен свету, а душою - истине (о Пифагоре) — Писал он обычно напряженно и остроумно, с такой краткостью, что мыслей было больше, чем слов (о Платоне) |
Парадигма (образец) неоплатонизма сводится: — к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа; — к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; — к мистически-интуитивному познанию высшего; — к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза. То есть неоплатонизм — это учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством). |
Использована информация с сайта ru.wikipedia.org