Формы дислалии функциональная и механическая их характеристика (Таблица)
Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Существует две основные формы дислалии, которые делятся по причине возникновения заболевания и месту патологии:
— Функциональная (без грубых анатомических нарушений);
— Механическая (наличие повреждения органов, участвующих в формировании речи).
Функциональная дислалия в свою очередь имеет 3 формы:
— Акустико-фонематическая;
— Артикулярно-фонематическая;
— Артикулярно-фонетическая;
Выделяют сенсорную и моторную дислалию (БеккерК.П., М.Совак, ХватцевМ.Е., ТокареваО.А., ПравдинаО.В. и другие). Такое деление дислалии направляет внимание на механизм, коррекция которого должна быть осуществлена.
Также есть классификация дислалии по степени выраженности: простые; сложные.
Формы дислалии механическая и функциональная характеристика
Формы дислалии |
Характеристика, причины возникновения |
Функциональная дислалия |
В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. Возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. Может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков. Причины возникновения — это биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия; неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении). Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (PayФ.Ф.), или (что-то же самое) фонематические (ЛевинаР.Е.) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (PayФ.Ф.), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. |
Механическая дислалия |
При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии. Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса). Возникают в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. Страдает группа звуков. Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже — р и р. Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка. При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической. |
Формы функциональная дислалии таблица
Выделяются три основные формы функциональной дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.
Формы функциональная дислалии |
Характеристика |
Акустико-фонематическая дислалия |
Дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов |
Артикуляторно-фонематическая дислалия |
Дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной. При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной. Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению. |
Артикуляторно-фонетическая дислалия. |
К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм — дефект произношения р и р, ламбдацизм — л и л, сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот (j), каппацизм — к и к, гаммацизм — г и г, хитизм — х и х. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др. |
Сенсорная и моторная форма дислалии сравнение
Таблица краткого сравнения форм сенсорной и моторной дислалии между собой, а также с другими формами, их основная проблема и методы коррекции.
_______________
Источник информации:
1. ПравдинаО.В. Логопедия. М., 1973г.
2. ФиличеваТ.Б., ЧевелеваН.А., ЧиркинаГ.В. Основы логопедии. М., 1989г.
3. Хрестоматия по логопедии/ Под ред. ВолковойЛ.С., СеливерстоваВ.И. М., 1997г.