История американской литературы - романтизм, реализм, кратко черты (Таблица)
Справочная таблица содержит краткую характеристику историю американской литературы — романтизм, реализм, англо-американская литература 20 века, ее основные черты: философские предпосылки, представления о человеке, хронологические рамки, ведущие жанры, крупнейшие представители, и другие черты.
Характеристика, черты |
Американский романтизм |
Американский реализм XIX век |
Англо-американская литература 20 век |
Философские предпосылки истории американской литературы |
Влияние философии английского романтизма. |
Влияние философии позитивизма. Единственный источник истинного, действительного знания - эмпирические исследования. |
— экзестенциализм, акцентирующий своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Концепция бытия как абсурда. Американцы У.Лоури, У.Баррет, Дж.Эди. — постмодернизм — Концепты «поиска» и «становления» в американской романистике. — проблема тоталитаризма — проблема технократического мира |
Социально-исторические предпосылки возникновения |
— |
— гражданская война между Севером и Югом. Разрушила рабовладельческий уклад Юга и старую демократию Севера. На смену пришло современное, империалистическое, индустриальное общество. |
— Вторая мировая война с ее неуважением к правам человека, только что утвержденная Женевская конвенция, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, ужасы концлагерей и холокоста, бомбардировок Дрездена и Токио. Реакция на другие послевоенные события: начало Холодной войны, движение за гражданские права в США, постколониализм, появление персонального компьютера — промышленный переворот, начали вводится иные технологии, достижения, меняющие возможности человека. Возникла сеть железных дорог, появились автомобили, самолеты. — возникает наука в современном представлении, появляются психология, лингвистика, социология. |
Опора на предшествующую литературную традицию |
— главным источником все же является культура Англии — хотя относились к английской традиции с благосклонностью, все же отстаивали право американской культуры на самобытность. |
— прямое подражание европейцам исключалось: — уникальность и разнообразие национального материала. |
— "революция слова", против приемов, целей и тем традиционной прозы и поэзии. — наследие интеллектуальной прозы (У.Фолкнер) — пересмотр традиционных принципов литературы критического реализма. — постмодернизм ревизирует все литературное наследие. |
Хронологические рамки в американской литературе |
Ранний: 1820е - 1830-е Зрелый: 1840-50е годы Поздний: 1860г. |
1860-1914гг. |
Англия - 40-90е годы. 1941год, в котором умерли ирландский писатель Джеймс Джойс и английская писательница Вирджиния Вулф иногда указывается в качестве приблизительной границы начала постмодернизма. Америка - 50-90е годы 20века. |
Представление о реальности, ее основных законах |
Отвергая неприглядный буржуазный мир, романтики склонны противопоставить ему свой вымышленный мир, свою мечту. Но в произведениях некоторых авторов практически отсутствовал момент дискредитации человеческого разума и отрицания его возможностей. |
— американский реализм явился литературой общественного протеста. — писатели-реалисты отка-зывались принимать действительность как закономерный результат развития. — критика складывавшегося империалистического общества, изображение его отрицательных сторон. — темы - разорение и обнищание фермерства; капиталистический город и маленький человек в нем; обличение монополистического капитала. |
— абсурдность, многообразие, вариативность реальности |
Представление о человеке в истории американской литературы |
Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которого необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Когда же перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сам (self-made man). |
Слабый и ранимый человек притесняется экономическими силами и отчуждением. Люди, выживают лишь благодаря своей внутренней силе, проистекающей из доброты, гибкости и прежде всего индивидуальности. |
— человек воспринимается в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса. Он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты. — человек является способным мыслить и осознавать своё бытие. |
Принципы изображения реального мира, общества |
— |
— экономический гнет — гражданская война, грубая, кровавая — позже "улыбающаяся" тенденцией, которая сглаживала противоречия национальной жизни. — действительность изображалась как объект психологического и философского осмысления человеческого существования. Взгляд «изнутри» на окружающую жизнь. |
— наш мир – мир многообразий, движений смыслов, при этом ни один из них не является самым верным. Человечество должно принимать это многообразие и не претендовать на постижение истины. С человека снимается груз трагедии и хаоса, но он осознает, что его выбор – один из множества возможных. — в произведении закрепляется видение писателем мира, а не просто описывается мир. |
Ведущие жанры, характерные для данных литературных направлений |
— Новелла. — Аболиционистское направление, главным жанром которого стала «повесть раба», и «плантаторская традиция». |
— психологическая и социальная новелла — роман (научный, социально-психологический, философский). |
— Парабола», «миф» и «притча» как жанровые формы романа. — «Литература факта» или «новая журналистика» — антиутопия и роман-предупреждение |
Крупнейшие представители данных направлений |
В.Ирвинг, КуперД.Ф., БрайентУ.К., КеннедиД.П., Емерсон, Торо, Эдгар По, Натаниел Готорн, ГерманМелвилл, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло, СиммсУ.Г., Уолт Уитмен. |
Марк Твен, Ф.Брет Гарт, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Уолт Уитмен, Дикинсон, А.Бирс, РебеккаГардинг. |
Дж.Керуак, А.Гинзберг, У.Берроуз, Дж.Апдайк, Дж.Барт, Г.Грин, У.Голдинг, А.Мердок, Дж.Фаулз, СэлинджерД.Дж., Дж.Стейнбек, С.Беллоу. Д.Лондон, Г.Уэллс, Жюль Верн |
Характерные стилевые приемы в истории американской литературы |
— обращение к сатирической аллегории. — использование приемов и стилевых оборотов, свойственных ораторской речи: риторических вопросов, разнообразных видов параллельных конструкций. — прием «отстранения», когда изображение дается в неожиданном, непривычном ракурсе. — элементы фольклора. — пространственные символы. |
— речевые особенности жителей того или иного региона. — достоверность без прикрас и умолчаний. — подчеркнуто социальный характер романов и рассказов. — публицистичность. Писатели резко и четко разграничивали свои симпатии и антипатии. |
— интертекстуальность: аллюзия, цитирование, реминисценция. Игра с читателем как способ конструирования текста. Ирония, черный юмор. Пастиш. — концептуальность |
Ведущие тенденции в культуре, представители направлений в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, музыки |
художники Коул, Даренд, Бингем, УинслоуХомер, Фредерик Эдвин Чёрч |
Художники - Хомер, Уистлер. Томас Наст - политическая карикатура. Скульптура - Джон К. А. Уорд |
Художники Э.Уорхол, ДэвидХокни драматурги Э.Олби, Т.Уильямса Архитектор Дж.Стерлинг |