Английская литература романтизма, реализма, модернизма, основые черты, история (Таблица)

Справочная таблица содержит основные черты истории английской литературы романтизма, реализма, модернизма, такие как: философские предпосылки, социально-исторические предпосылки возникновения, хронологические рамки, ведущие жанры, представление о реальности и человеке, крупнейшие представители, и другие черты.

Основные черты

Английский романтизм

Английский реализм XIX век

Английский модернизм

Философские предпосылки

1. Жан-Жак Руссо (естественный человек, культ природы и критика цивилизации).

2. ФихтеИ.Г., (концепция абсолютного “я”, чье бытие бесспорно, а остальной является продуктом его деятельности – мышления).

3. ШеллингФ.В. создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей.

4. Гегель - Существование мира в пределах «субъективного «Я»

Г.Спенсер (1820-1903гг.). Влияние на развитие общественной мысли и литературы оказали развивающиеся естествознание и биология Спенсер применяет их для изучения общества.

— совокупность философско-эстетических идей начала ХХв. (интуитивизм, фрейдизм, прагматизм, неопозитивизм).

— модернистские направления опираются не столько на философские и эстетические концепции, сколько на другие явления культуры, в «снятом» виде несущие в себе те или иные концепции.

Социально-исторические предпосылки возникновения

— Крушение идей Французской революции. (Великая французская революция 1789–1794гг). Разочарование в сути, методах и последствиях революции.

— Война за независимость в Америке 1775–1783гг.

— Англо-американская война 1812-1814гг.

— Война между Севером и Югом (1861–1865гг.)

— развитие английского общества по пути буржуазного прогресса и сложное изменение его социальной структуры.

— революция во Франции.

—парламентская избирательная реформа 1832г. и начало чартистского движения.

— развитие рабочего движения. Выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно - политической борьбы. Обнаружился антигуманный характер капиталистического общества, вскрылись его кричащие социальные контрасты.

— рухнули ценности традиционной гуманистической культуры.

— Первая мировая война, запрет на боль, на физическое и духовное насилие сменился практикой массовых расстрелов и концлагерей.

— разрыв искусства XIXв. с традиционными источниками финансовой поддержки (церковью и аристократией) и начало буржуазного рынка искусства.

Опора на предшествующую литературную традицию

— отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции.

— восторгались гением Шекспира.

— Связь с предшествующей эпохой романтизма, исторического романа -

— Следование традиции просветительского эссе и памфлета, развитие предромантических элементов (в частности, готического романа).

— Постановка проблем воспитания, образования человека, формирования его идейных, нравственных и эстетических принципов.

— стремлением утвердить новые нетрадиционные начала.

— предпочтение ценностям «современного» - свободе и индивидуальности.

— разрыв не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще.

— от реализма взят внутренний анализ, но он развит, показаны стороны, о которых раньше не говорилось - о подсознательном.

Хронологические рамки в американской и английской литературе

1790—1820гг.

Утверждается в 30-40-е годы XIXв. Расцвет - вторая половина 40х годов.

Первый период - 30е годы; второй - 40е; третий - 50-60е годы.

1й этап, декаданс - последнюю треть XIXвека.

2й этап, модернизм - с конца XIXв. и продолжается почти до середины ХХв.,

3-й этап, авангардизм - 10е года ХХвека

Представление о реальности, ее основных законах

— Представление романтиков о вселенной как об Идеале Божественного творчества.

— Восприятие мира в раннем романтизме как целостного и божественного по своей природе и последующие идеи двоемирия.

— Трагическое осознание романтиками невозможности понимания и передачи человеком «божественного логоса» во всей полноте его значения.

— деньги - эквивалент благополучия.

— реалисты помещают героя в самую гущу общества. Важен не результат выделения гения из толпы, а сам процесс.

— писатели создают историческую картину современного общества.

— судьба человека обусловлена социальными связями.

— превыше всего - ценность индивидуального видения мира; Создаваемые миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

— мир предстает в жестком, холодном свете.

— демонстративный уход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира отдельной личности, кропотливое изучение ощущений, переживаний и реакций, исследование подсознательного.

Представление о человеке

— психология бунтующей личности

— романтических героев объединяет чувство своей исключительности. “Я”

— это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтичного героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с реальностью.

— герой - появляется человек, который делает себя сам.

— реализм не просто объясняет отношения человека и внешнего мира, но отказывается от заранее известных оценок.

— каждый из объектов может заинтересовать реалистов: нищий, банкир, политик, светская дама.

— характерный образ – молодой человек, который мечтает покорить мир.

— гуманистическое начало у реалистов часто выступает как стремление к успеху, карьере, нежели сохранении человеческой личности.

— герой словно остановился на ночлег в неуютной гостинице на краю света, с весьма подозрительными хозяевами, в обшарпанной комнате, освещенной безжалостным светом лампочки без абажура.

— человек - существо бессильное, фатально обреченное.

Принципы изображения реального мира, общества

— Реальность - это мир странноватый, умопомрачительный, необычный.

— Большое место занимает возвышенное и прекрасное.

— Историзм в изображении и оценке действительности обусловливал критическое отношение к буржуазному обществу, развивающемуся после революции и обнаруживающему свою порочность.

— Склонность к игнорированию материального мира, стремление противопоставить реальной действительности абстрактный идеал.

— Поиск идеала вне реальной жизни, в области мечты.

— Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу.

— в центре мира – человек. Важно внешнее окружение героя.

— детально описывается внешний мир.

— связь с историческими обстоятельствами.

— обогащение описания действительности аналитическим и критическим рассуждениями.

— мир изображается не реальный, а через призму индивидуальности автора.

— приоритет личного перед общественным.

Ведущие жанры, характерные для данных литературных направлений

Лирическая поэзии, лиро-эпическая поэма.

Роман

— Роман.

— Роман потока сознания.

Крупнейшие представители данных направлений

Уильям Блэйк, УильямКолридж, Джордж Гордон Байрон, Перси Шелли, ДжонКитс, Вальтер Скотт

Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Шарлотта и ЭмилиБронте, Элизабет Гаскелл, Джордж

Элиот, Антони Троллоп, ДжейнОстен

Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс.

Поэзия - Томас Стернз Элиот.

Характерные стилевые приемы

— обращение к природе. В ней ищут гармонию и красоту.

— обращение к народному творчеству.

— ирония как средство сатирического изображения.

— обращение к условным приемам: символу, аллегории, гротеску.

— правдивое неискаженное воспроиз-ведение реальной действительности.

— Историзм и социальный анализ.

— отбор наиболее характерных деталей реального мира.

— сосуществование критического и утверждающего пафоса (критика и поэтизация).

— психологизм. Погружение в человеческую психологию.

— «эскепизм». Уход от общественно актуального в мир частной жизни, интимных переживаний.

— передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких рядов мыслей.

— Фрагментарность, монтаж, перемещающаяся точка зрения, словотворчество.

Ведущие тенденции в культуре, представители направлений в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, музыки

художники Дж. Констебл и Р. Бонингтон, У. Тёрнер, Бёрн-Джонс, РоссеттиЩ.Г., Моррис.

Музыка – Эдвард Элгар.

Театр – Э.Кин

Драматургия – Байрон, Шелли

Живопись – Уильям Хогарт, Лоуренс, ГенриРеберн.

Архитектура – (шотл.) Чарльз Ренни Макинтош

Живопись - Перси Уиндхам Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг,



1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]

Поделитесь ссылкой с друзьями:

Комментарии:

comments powered by HyperComments
Подписываемся на обновления!  
 vk ok tw

Главная    |   Обратная связь    |   Карта сайта   |   Заказать работу 

infotables.ru © 2014 - 2019. Копирование материала с сайта возможно только при наличие активной индексируемой ссылки на infotables.ru

Информация, размещенная на сайте, предоставлена в целях ознакомления. Владельцы сайта infotables.ru не несут ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной с этого cайта.

Яндекс.Метрика

 вконтакте   однокласники   tw