Английская литература романтизма, реализма, модернизма, основые черты, история (Таблица)
Справочная таблица содержит основные черты истории английской литературы романтизма, реализма, модернизма, такие как: философские предпосылки, социально-исторические предпосылки возникновения, хронологические рамки, ведущие жанры, представление о реальности и человеке, крупнейшие представители, и другие черты.
Основные черты |
Английский романтизм |
Английский реализм XIX век |
Английский модернизм |
Философские предпосылки |
1. Жан-Жак Руссо (естественный человек, культ природы и критика цивилизации). 2. ФихтеИ.Г., (концепция абсолютного “я”, чье бытие бесспорно, а остальной является продуктом его деятельности – мышления). 3. ШеллингФ.В. создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей. 4. Гегель - Существование мира в пределах «субъективного «Я» |
Г.Спенсер (1820-1903гг.). Влияние на развитие общественной мысли и литературы оказали развивающиеся естествознание и биология Спенсер применяет их для изучения общества. |
— совокупность философско-эстетических идей начала ХХв. (интуитивизм, фрейдизм, прагматизм, неопозитивизм). — модернистские направления опираются не столько на философские и эстетические концепции, сколько на другие явления культуры, в «снятом» виде несущие в себе те или иные концепции. |
Социально-исторические предпосылки возникновения |
— Крушение идей Французской революции. (Великая французская революция 1789–1794гг). Разочарование в сути, методах и последствиях революции. — Война за независимость в Америке 1775–1783гг. — Англо-американская война 1812-1814гг. — Война между Севером и Югом (1861–1865гг.) |
— развитие английского общества по пути буржуазного прогресса и сложное изменение его социальной структуры. — революция во Франции. —парламентская избирательная реформа 1832г. и начало чартистского движения. — развитие рабочего движения. Выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно - политической борьбы. Обнаружился антигуманный характер капиталистического общества, вскрылись его кричащие социальные контрасты. |
— рухнули ценности традиционной гуманистической культуры. — Первая мировая война, запрет на боль, на физическое и духовное насилие сменился практикой массовых расстрелов и концлагерей. — разрыв искусства XIXв. с традиционными источниками финансовой поддержки (церковью и аристократией) и начало буржуазного рынка искусства. |
Опора на предшествующую литературную традицию |
— отказ от предшествующей «риторической» литературной традиции. — восторгались гением Шекспира. |
— Связь с предшествующей эпохой романтизма, исторического романа - — Следование традиции просветительского эссе и памфлета, развитие предромантических элементов (в частности, готического романа). — Постановка проблем воспитания, образования человека, формирования его идейных, нравственных и эстетических принципов. |
— стремлением утвердить новые нетрадиционные начала. — предпочтение ценностям «современного» - свободе и индивидуальности. — разрыв не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. — от реализма взят внутренний анализ, но он развит, показаны стороны, о которых раньше не говорилось - о подсознательном. |
Хронологические рамки в американской и английской литературе |
1790—1820гг. |
Утверждается в 30-40-е годы XIXв. Расцвет - вторая половина 40х годов. Первый период - 30е годы; второй - 40е; третий - 50-60е годы. |
1й этап, декаданс - последнюю треть XIXвека. 2й этап, модернизм - с конца XIXв. и продолжается почти до середины ХХв., 3-й этап, авангардизм - 10е года ХХвека |
Представление о реальности, ее основных законах |
— Представление романтиков о вселенной как об Идеале Божественного творчества. — Восприятие мира в раннем романтизме как целостного и божественного по своей природе и последующие идеи двоемирия. — Трагическое осознание романтиками невозможности понимания и передачи человеком «божественного логоса» во всей полноте его значения. |
— деньги - эквивалент благополучия. — реалисты помещают героя в самую гущу общества. Важен не результат выделения гения из толпы, а сам процесс. — писатели создают историческую картину современного общества. — судьба человека обусловлена социальными связями. |
— превыше всего - ценность индивидуального видения мира; Создаваемые миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности. — мир предстает в жестком, холодном свете. — демонстративный уход от общественной проблематики, замыкание в рамках частного мира отдельной личности, кропотливое изучение ощущений, переживаний и реакций, исследование подсознательного. |
Представление о человеке |
— психология бунтующей личности — романтических героев объединяет чувство своей исключительности. “Я” — это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтичного героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с реальностью. |
— герой - появляется человек, который делает себя сам. — реализм не просто объясняет отношения человека и внешнего мира, но отказывается от заранее известных оценок. — каждый из объектов может заинтересовать реалистов: нищий, банкир, политик, светская дама. — характерный образ – молодой человек, который мечтает покорить мир. — гуманистическое начало у реалистов часто выступает как стремление к успеху, карьере, нежели сохранении человеческой личности. |
— герой словно остановился на ночлег в неуютной гостинице на краю света, с весьма подозрительными хозяевами, в обшарпанной комнате, освещенной безжалостным светом лампочки без абажура. — человек - существо бессильное, фатально обреченное. |
Принципы изображения реального мира, общества |
— Реальность - это мир странноватый, умопомрачительный, необычный. — Большое место занимает возвышенное и прекрасное. — Историзм в изображении и оценке действительности обусловливал критическое отношение к буржуазному обществу, развивающемуся после революции и обнаруживающему свою порочность. — Склонность к игнорированию материального мира, стремление противопоставить реальной действительности абстрактный идеал. — Поиск идеала вне реальной жизни, в области мечты. — Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. |
— в центре мира – человек. Важно внешнее окружение героя. — детально описывается внешний мир. — связь с историческими обстоятельствами. — обогащение описания действительности аналитическим и критическим рассуждениями. |
— мир изображается не реальный, а через призму индивидуальности автора. — приоритет личного перед общественным. |
Ведущие жанры, характерные для данных литературных направлений |
Лирическая поэзии, лиро-эпическая поэма. |
Роман |
— Роман. — Роман потока сознания. |
Крупнейшие представители данных направлений |
Уильям Блэйк, УильямКолридж, Джордж Гордон Байрон, Перси Шелли, ДжонКитс, Вальтер Скотт |
Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Шарлотта и ЭмилиБронте, Элизабет Гаскелл, Джордж Элиот, Антони Троллоп, ДжейнОстен |
Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф, Дэвид Герберт Лоуренс. Поэзия - Томас Стернз Элиот. |
Характерные стилевые приемы |
— обращение к природе. В ней ищут гармонию и красоту. — обращение к народному творчеству. — ирония как средство сатирического изображения. — обращение к условным приемам: символу, аллегории, гротеску. |
— правдивое неискаженное воспроиз-ведение реальной действительности. — Историзм и социальный анализ. — отбор наиболее характерных деталей реального мира. — сосуществование критического и утверждающего пафоса (критика и поэтизация). — психологизм. Погружение в человеческую психологию. |
— «эскепизм». Уход от общественно актуального в мир частной жизни, интимных переживаний. — передача потока сознания, перебои мысли, параллельное и перекрещивающееся движение нескольких рядов мыслей. — Фрагментарность, монтаж, перемещающаяся точка зрения, словотворчество. |
Ведущие тенденции в культуре, представители направлений в живописи, архитектуре, скульптуре, театре, музыки |
художники Дж. Констебл и Р. Бонингтон, У. Тёрнер, Бёрн-Джонс, РоссеттиЩ.Г., Моррис. Музыка – Эдвард Элгар. Театр – Э.Кин Драматургия – Байрон, Шелли |
Живопись – Уильям Хогарт, Лоуренс, ГенриРеберн. |
Архитектура – (шотл.) Чарльз Ренни Макинтош Живопись - Перси Уиндхам Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг, |